Вниз по реке времени

Как мало мы сегодня ходим пешком, даже по родному городу. Спешим, мчимся, не замечая в окно автомобиля, как меняется (не в лучшую сторону) облик нашего древнего города, как семимильными шагами уходят с его улиц признаки старины. И хорошо если только нелепыми пластиковыми окнами смотрят на нас наши старожилы, но ведь безвозвратно исчезают с серпуховских улиц старые дома, попираемые бетонными соседями-гигантами…  В нашем проекте «Прогулки по старым серпуховским улицам» мы предлагаем вам семь маршрутов, пройдя которыми вместе с сотрудником Серпуховского музея Андреем Пилипенко, вы наверняка узнаете что-то новое о тех улицах, к которым привыкли с детства. Кто-то просто притормозит, выйдет из своего автомобиля, приглядится к чему-то внимательнее, а кто-то, быть может, сделает и более серьезный шаг к сохранению неповторимого облика нашего любимого Серпухова!

Пешком по улице Калужская

Андрей Пилипенко

Калужская улица сейчас особенно выделяется среди прочих уголков древнего Серпухова как гармоничный и целостный комплекс памятников минувшего, как подлинный заповедник серпуховской старины…

Улица берёт своё начало от Воскресенской горы, которая заселена людьми с самых незапамятных времён — возможно, намного раньше, чем историческое ядро города Соборная гора. Направление будущей Калужской улицы наметил возвышенный откос левого берега р. Нары – под которым, возле воды, ещё во времена удельных князей (в XIV-XV вв.) селились служилые люди, смотревшие за княжеским дворцовым хозяйством. Перед самым кремлём, на противоположном берегу р. Серпейки, тогда жили ключники: хранители, как видно, богатых княжеских запасов — здесь отмечена целая Ключничья слобода. Там же стояли дворы бобровников – промышлявших пушного зверя для Владимира Храброго и его наследников. Ниже по Наре жили слободами серпуховские пищальники – ещё весьма редкие в те времена воины с огнестрельным оружием – а также княжьи охотники-сокольники. В XVI в. по этим местам уже пролегла городская улица — тогда называвшаяся Никольской: она вела к храму чудотворца Николая, позднее известному как Никола Белый. Однако датой подлинного рождения Калужской улицы стал1784 г.: в который, по велению Екатерины II, был разработан регулярный план г. Серпухова. Согласно этому плану, Калужская должна была стать престижнейшей из городских улиц: она предназначалась под частную застройку исключительно дворянам. Но дворянских семей в тогдашнем Серпухове было всего семь; господами положения в городе традиционно оставались купцы – деятельность которых во многом и определила исторический облик Калужской улицы.

Исходной точкой в развитии её ансамбля стала церковь Воскресения Христова. Этот замечательный памятник дошёл до нас в сильно изувеченном виде – закрытый в нач. 1930-х гг., храм был перестроен под коммунальное жильё. Ныне ведутся работы по его возобновлению – прежде всего, конечно же, как святилища. Но стоит, однако, хотя бы вообразить на месте нынешнего тяжеловесного обрубка былой храм: большой и стройный; с одной стороны венчавший подъём Воскресенской горы, а с другой –  своей высокой колокольней открывавший перспективу Калужской улицы – чтобы понять, как нуждается старинный Серпухов в полноценном восстановлении этой утраты! Когда-то здание Воскресенской церкви напоминало силуэтом величественный парусник. Возможно, это и неспроста: храм построен в1723 г. на средства купцов Сериковых – которые были зачинателями местного производства парусного полотна. В сер. XVIII в. наш город вырабатывал около 30% российского экспорта этого товара — одевал парусами все флоты мира. В начале Калужской улицы (дом № 5а) уцелели стены старейшего серпуховского промышленного здания: парусинной фабрики Ивана Андреевича Серикова.

Здесь можно увидеть современный интерьер Воскресенского храма.

Невдалеке возвышается сферический купол собора Святителя Николая: Николы Белого. Стены храма выбелены и сегодня, однако его прозвание, сохранённое веками, напоминает нам о том, что это первая в нашем городе церковь из камня. Построенная ещё на рубеже XVI-XVII вв., она долго выделялась своими белокаменными стенами на фоне серых заборов и жёлтых соломенных крыш древнего Серпухова. Существующее ныне церковное здание возведено в 1835-1853 гг. архитектором Иваном Ивановичем Таманским, учеником М.Ф. Казакова. Собором же Никольский храм впервые стал в весьма трудные для Церкви времена. В1928 г., в связи с тем печальным фактом, что настоятель старейшего городского — Троицкого собора уклонился в иосифлянский раскол, сюда была перенесена кафедра православного епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского).

Здесь можно заглянуть в Никольский собор и погулять рядом с ним.

Следующий квартал занимают постройки Распятского монастыря. С XVI в. на этом месте стояла церковь Рождества Христова – при которой, по благословению Патриарха Адриана, был основан Новорождественский девичий монастырь. Отметим, что произошло это в1695 г. – а не в 1665, как, вследствие досадной опечатки, согласно твердят все краеведческие издания последних лет (патриаршество Адриана было с 1690 по 1702 гг.). В 1718-1719 г. церковь монастыря перестроена в камне — и освящена уже во имя Распятия Господнего, причём строительницей была княжна Назарета, дочь кн. Матвея Петровича Гагарина, тогда могущественного вельможи при дворе Петра I. Как полагают, архитектурным образцом для Распятской церкви послужил петербургский Петропавловский собор (в его раннем виде; пока ещё не имевший своей знаменитой колокольни). Но в1721 г. клан Гагариных постигла катастрофа: кн. Матвей Петрович за чудовищные злоупотребления был подвергнут неслыханной каре – публично повешен перед зданием Коллегий. Дочь его — видимо уже к тому времени — вышла замуж и сделалась снохою канцлера графа Ивана Гавриловича Головкина, владевшего поместьями близ Серпухова. Однако деятельность её по обустройству монастыря как раз в это время совершенно прекратилась; лишь в1751 г., на средства купцов Серебрениковых, здесь построены монастырская ограда и Святые ворота с колокольней. Вскоре, в 1760-х гг. Распятский монастырь был упразднён (разделив судьбу более чем половины российских обителей), а церковь его вновь стала приходской. Именно в этом качестве на рубеже XVIII-XIX вв. она получает замечательное украшение: монументальные ворота, выходящие на Калужскую улицу. Имя их автора, к сожалению, забыто – но нет сомнения, что это был талантливый зодчий, принадлежавший к кругу русских палладианцев.

Затем улица приводит нас к импозантному особняку (дому № 46/12) – особенно интересному игрой фасадов, выходящих на две угловые улицы. Построенный в нач. XIX в. как усадьба купцов Солодовниковых, в1871 г. он был продан Николаю Фёдоровичу Самарину. Сестра последнего, графиня Мария Соллогуб, в1873 г. основала здесь детский приют с училищем белошвеек: в нём ежегодно обучалось по 120-130 девочек, причём половина из них – с проживанием. Это здание долгое время занимало медицинское училище, а ныне здесь разместился художественно-графический факультет Профессионального Губернского колледжа.

Рядом стоит дом Уездного училища, построенный в 1830-х гг. — это старейшее в нашем городе учебное здание, ныне предназначаемое для муниципального музея.

Далее располагается здание следственного изолятора, также достопамятное. В1758 г. уже стоял этот дом — огромный для тогдашнего Серпухова — особняк Василия Григорьевича Кишкина. Богатейшие в городе купцы братья Кишкины на рубеже 1740-х/50-х гг. владели парусинной фабрикой – постройки которой сохранились рядом, на территории больничного комплекса им. Семашко. В. Г. Кишкин по торговым делам часто бывал в С.-Петербурге — и, как видно, заказал проект своего дома столичному архитектору: в облике здания заметно влияние Михаила Григорьевича Земцова, создателя Аничкова дворца. Предание о том, что в1775 г. у Кишкина останавливалась Екатерина II, после чего купец якобы подарил свой дом городу – совершенно не исторично. Однако в1782 г. его особняк, действительно, был приобретён казною и сюда, с Соборной горы, переехали центральные городские учреждения. В нач. XIX в. в обширнейшем здании располагались присутственные места, полиция, уездный и земский суды, архив, дворянская опека, дворянское собрание, казначейство, магистрат, шестигласная дума – и ещё долгое время в первом этаже были винные погреба, а в верхних оставались «пустопорожние покои». Но уже во второй половине столетия все помещения занял тюремный замок. В1890 г. при нём, в прежнем зале дворянского собрания, была устроена тюремная церковь во имя Св. Александра Невского. С1999 г. и в серпуховском СИЗО заведена моленная комната.

На месте дома Кишкина вплоть до сер. XVII в. проходила граница серпуховского посада – ею служил т.н. Большой или Нечистый враг: овраг, отходящий к Наре. Далее Калужская улица ведёт по древним землям Высоцкого монастыря, до самых стен обители. Эта окраина Серпухова – особый мир, где время словно бы остановилось. Улица, круто ведущая в гору, вместо асфальта вымощена белым камнем, справа раскинулись приречные луга, а впереди синеют купола Зачатьевского собора, высится монастырская колокольня…