Жива Святая Русь, пока звонит звонарь

Каждую Пасху члены православного  клуба «Трилистник» стараются непременно попасть на колокольню собора Николы Белого, чтобы излить ликующую пасхальную радость в праздничном трезвоне, ведь по традиции звонить на Светлой седмице разрешается всем от мала до велика…

Праздничные колокольные звоны и духовные песнопения звучат памятью райского блаженства в контурах печали. Хочется преклониться и поклониться этой музыке небесных высот. Где-то в обертонах слышится горечь сожаления об утраченном. Может быть, это вибрирует время, напоминая о скоротечности нашей земной жизни. Когда Господь Бог создавал время, он создал его достаточно. Это в нашем сознании концепция времени определяется как цепь событий… Преодолев сотню ступеней, ведущих на колокольню храма Николы Белого, наконец-то вдыхаешь полной грудью, «и городская панорама открыта вся передо мной». Оторвавшись от земли, словно воспаряешь и над суетностью жизни. Как сказал один старец, колокольный звон расширяет границы приходов на многие километры.

Колокольня Николы Белого — самая высокая в городе и в Серпуховском благочинии. С 2000 года храм постепенно обретал утраченный колокольный голос. В 2000 году сумели купить полную звонницу у воронежских мастеров. Самый большой колокол звонницы весил1380 килограммов, потом шли колокола поменьше, в 600, в280 килограммов- и так выстраивался полный звукоряд. А потом, когда колокольню восстановили, в мастерской братьев Шуваловых в Ярославской области заказали главный пятитонный колокол. Именно от этого главного, пятитонного колокола, как от камертона, строится вся звуковая палитра перезвонов. Главный колокол сделан с медальонами, с иконами, красиво, как положено, с образом Николая-чудотворца…

Для искусного звонаря самое главное состоит не столько в том, чтобы осваивать технические приемы игры, сколько внимательно относиться к своей собственной духовной жизни. Звон — это поток, скорее протекающий через человека, нежели исходящий от него. И задача звонаря — не дать этому потоку замутиться случайными хаотическими аккордами беспокойной, мятущейся души. Для звонаря важно не помешать молитве человека, идущего в храм на богослужение, важно не дать ничему чувственному, страстному, проникнуть в звон. Прежде, чем  придумывать что-то свое, следует ознакомиться с тем, что уже есть и хорошо представлять себе, как должен звучать настоящий православный церковный звон. И в первую очередь думать: как под этот звон будет идти крестный ход? Как под него креститься? Как заходить в храм?

…Храм Николы Белого стал доминирующей над городом величественной вертикалью. Сколько же колокольных звонов памятно этим небесам! Среди купечества и мещанства была традиция — брать пролётку и проезжать от колокольни до колокольни — звонить. Такие «целодневные» звоны были в традиции русского народа. А вообще Светлая седмица издавна считалась неделей рождения звонарей и гибели колоколов. Бывало так, что от усердия некоторых людей колокола разрушались — давали трещину.

…Когда в тишине таинственно раскачивается колокольный язык, охватывает какое-то мистическое волнение. Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не «говорящими устами», можно назвать колокольный звон! В дни великих праздников он говорит нам о блаженстве небесном, в дни прославления святых великомучеников, благоверных, преподобных, блаженных он напоминает нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы выражает наше примирение с Богом через Спасителя, во дни Светлой седмицы и Пасхи, которая продолжается до Вознесения, возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей совершенной жизни в Царствии Христовом.

Разве это не говорящие уста, если колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда,  «времени уже не будет». Не случайно язычники, часто слыша колокольный звон, говорили: «Это голос христианского Бога слышен!»

Русский православный народ особенно обогатил своею изобретательностью и искусством церковный колокольный звон. Наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы и Америки в Москву слушать пасхальный звон, когда в праздник всех праздников разверзали уста более пяти тысяч колоколов. Кто слышал московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как определил писатель И. C. Шмелёв.

Марина Орлова