Храмы святых Жен-Мироносиц (утрачены)

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, ул. 2-я Московская; старая церковь —

участок между дд. № 28/3 и 36а;новая церковь — участок между дд. № 43/15 и 47/10.

Место расположения храмов Cвв. Жён-Мироносиц было оседлым славянским поселением ещё с домонгольского времени, о чём говорят материалы раскопок(1). По всей видимости, здесь располагалось село, в 1370-х гг. подаренное князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Высоцкому монастырю, о чём говорится в послании митрополита Московского Киприана игумену монастыря Афанасию(2). Предположительно, это и было с. Нарьское(3), о котором упоминается в духовной грамоте (завещании) великого князя Ивана Калиты, составленной ок. 1336 г., но уже нет сведений в духовной кн. Владимира Андреевича 1401-1402 гг.(4) Именование местности селом в документах с XIV в. говорит о присутствии там православного храма. В источниках XVI-XVII вв. данное место именовалось обычно Сельцом(5) или Подборьем(6), позднее — с. Мироносицким(7).

Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя Свв. Жен-Мироносиц относится к 1552 г.(8) Стоял в селе и «монастырёк» — видимо, подворье Высоцкого монастыря. При нашествии крымского хана Дивлет-Гирея в 1571 г. церковь и 10 келий «монастырька» были сожжены(9). Согласно писцовым книгам 1629 г., население Сельца занято главным образом в хозяйстве монастыря: упоминаются монастырские повара, квасовары, свечники, рыболовы, «сетник» и портной(10). Но в следующие 20 лет крестьяне активно обращаются к частным промыслам и в 1649 г., при переписи Серпухова Алексеем Логвиновичем Игнатьевым, богатое Сельцо включено было в городской посад: 62 двора, хозяева которых жили кузнечным ремеслом и торговлей, в том числе и «в отъезд»(11).

Около 1685 года храм Свв. Жен-Мироносиц был выстроен в камне(12). Видимо, в том же столетии при нём сооружена отдельно стоявшая колокольня(13). 5 мая 1730 г. вышел указ о строительстве при Мироносицкой церкви придела во имя Софии Премудрости Божией(14). Здание храма в центральном своём объёме, сохранявшемся от XVII в., представляло позднюю версию крестовокупольного храма(15). Снаружи церковь была перекрыта четырёхскатной железной кровлей, увенчанной пятиглавием. Особенностью интерьера был относительно низкий потолок: высота здания 12,8 м при общей длине ок. 24,5 м и ширине 25 м. С пристройкой трапезной и боковых приделов в нач. XIX в. с северной, западной и южной сторон храма в стенах XVII в. прорезаны были широкие полуциркульные арки, а окна в оставшихся частях этих стен заложены. Первоначальные внешние украшения храма к началу ХХ в. сохранились лишь фрагментарно: наличник окна колокольни позволял судить и о декоре прочих окон; под перекрытием трапезной на западном фасаде оставались карнизы и пояски, налицо были также парные декоративные закомары в завершении стен и арочки с полуколонками на барабанах. Все эти украшения были рельефными, из кирпича основного материала постройки. Отдельно стоящая колокольня представляла собою массивный четырёхгранный столп с арочными проходами в нижнем ярусе.

В 1809 г. в Мироносицком храме «тщанием прихожан» заново устроены приделы: северный — во имя иконы Знамения Божией Матери (возможно, на месте прежнего Софийского: в силу содержательной близости этих посвящений: иконография Софии Премудрости Божьей, в киевском её варианте, прямо происходит от Знамения Божией Матери), южный же придел — во имя Успения Богоматери(16). Вероятно, тогда же сооружены трапезная, верхний ярус колокольни; возобновлены алтарь(17) и главный иконостас храма(18). Новые приделы, в виде четвериков, украшены были со стороны входа четырёхколонными портиками с фронтонами и увенчаны полусферическими куполами, над которыми высились декоративные луковичные главки. Аналогично был декорирован и возобновлённый главный алтарь(19). Мироносицкие приделы 1809 г. по форме и декору сходны с храмом Печерской Божией Матери в Серпухове 1808 г.(20), что позволяет приписать обе постройки одному, пока неизвестномуавтору. Колокольня же получила завершение в виде арочной звонницы, увенчанной невысоким шпилем. Большой колокол, отлитый в 1835 г., весом 524 пуда 15 фунтов (ок. 8,5 т), был крупнейшим в городе(21).

По описаниям рубежа XIX и ХХ веков, старая Мироносицкая церковь была оштукатурена, кровля её и главы выкрашены зелёной краской; восьмиконечные, с цепями, кресты на восьми главах – позолочены(22). Внутри храма был расписан потолок, на восточной стене снаружи имелась икона Деисуса; в приделах фрагментарно сохранялись росписи нач. XIX в.: орнаменты и архитектурные мотивы. Главный иконостас был от того же времени, двухъярусный, посеребрённый с позолоченными украшениями: замечательный по пропорциям и пластике деталей — но к 1910 г. безнадёжно уже поражённый грибком(23). Внутренность купола украшали лепные изображения Господа Саваофа и херувимов. В храме сохранялись деревянные скульптуры «Христос в темнице» и «Никола Можайский»(24).

Мироносицкий храм принадлежал к разряду самых богатых и посещаемых в Серпухове. В 1826 г. в его приходе значилось 235 дворов, 1206 душ мужского пола, 1386 — женского; в 1866 — соответственно, 269, 1669 и 1934; в 1917 г. — 354 двора, 1725 прихожан и 1991 прихожанка. Помимо жителей южной части Серпухова, храм посещали крестьяне пригородных деревень Заборье, Высоцкая слобода и Ивановская(25). Старостами церкви, по традиции, были серпуховские купцы Мазурины(26).

В ноябре 1868 г. мироносицкий причт подал в епархию прошение о постройке нового храма: трёхпрестольного, с теми же посвящениями, что и прежний — на 80 000 руб., завещанных почётным гражданином Андроником Андреевичем Солодовниковым и 50.000 рублей, пожертвованных «на тот же предмет» неизвестным лицом. Старое церковное здание предлагалось разобрать, а из материала его построить колокольню. В мае 1869 г. Консистория разрешила это строительство, но вопрос о судьбе старого храма был отложен до его окончания(27). Работы начались 15 июня 1869 г., а 14 сентября 1870 г. уже возведённые купола нового храма обрушились. В апреле 1871 г. было разрешено продолжить строительство по прежнему проекту(28), и оно завершилось в сентябре 1880 года(29). Новый храм, спроектированный архитектором Александром Степановичем Никитиным (1809-1880 гг.)(30), представлял собою характерный образец архитектурного эклектизма сер. XIX в.; был ориентирован, как на прототип, на московский храм св. Климента папы Римского на Пятницкой улице (1762-1774 гг.)(31).

В дальнейшем богослужения в старом храме не совершались, но использовалась его колокольня(32). 22 апреля 1909 г. причт вновь обратился за разрешением снести его и из камня построить ограду вокруг нового храма. В январе 1910 г. эксперт Московского археологического общества И. В. Рыльский осмотрел здание и посоветовал разобрать ветхие пристройки XIX в., но колокольню и храм XVII в. — реставрировать и совершать там требы. За сохранение памятника тогда же выступил Д. К. Тренёв, известный как автор книги «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности» (М., 1902) (33).

Старая Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е гг., здание же новой церкви, переданное военному ведомству(34), сильно пострадало от бомбардировок 1941-1942 гг.; руины её разобраны в 1960-х.

Престольные праздники:

Святых жен-мироносиц — 3-я Неделя по Пасхе.

Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.

Иконы Божией Матери «Знамение» — 10 декабря.

Примечания:

  1.         Шилов В.В. Серпуховское удельное княжество XIVXV вв.// История города Серпухова и Серпуховского края  XIVXVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 15.
  2.         Тренёв Д.К. Серпуховский Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности. Серпухов, 2007. С. 34-35.
  3.         Шилов В.В. Указ. соч. С. 14-15.
  4.         История города Серпухова и Серпуховского края  XIVXVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 182-183, 198-199.
  5.         В материалах переписей: Сотной кн. В.С. Фуникова 1552 г.; Дозорных книгах У.С. Ляпунова 1646 г. — Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С.279, 319.
  6.         В льготной грамоте царя Ивана IV Высоцкому м-рю 1571/72 гг. — История города Серпухова и Серпуховского края  XIVXVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 227 – и в писцовых книгах в Окологородном стану 1629 г. — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVIXVIII ст.. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108.
  7.         В писцовых книгах в Окологородном стану 1629 г. — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVIXVIII ст.. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108., Строельных книгах А.Л. Игнатьева 1649 г. —  Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 282.
  8.         В переписных книгах на Владения Высоцкого монастыря Василия Ситчина и Кости Васильева 1555 г. – ссылка на писцовые книги кн. Василия Семёновича Фуникова да Ивана Тимофеевича Бухарина «с товарыщи», 1552 г. — История города Серпухова и Серпуховского края  XIVXVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 214.
  9.         В переписных книгах на Владения Высоцкого монастыря Василия Ситчина и Кости Васильева 1555 г. – ссылка на писцовые книги кн. Василия Семёновича Фуникова да Ивана Тимофеевича Бухарина «с товарыщи», 1552 г. — История города Серпухова и Серпуховского края  XIVXVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 214.
  10.      Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVIXVIII ст.. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины М., 1896. С. 108.
  11.      Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 197-198, 282-285.
  12.      Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли. М., 1992. С. 111.
  13.      По замечанию И.В. Рыльского, 1910 г – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 36.
  14.      Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVIXVIII ст.. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины.  М., 1896. С. 108.
  15.      Облик обоих храмов запечатлён на фотографиях: в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина, 1910 г. и в фототеке ГНИМА – колл. I, нег. 81, 82, 3511, 3512, 3514, 3519; колл.V, нег. 40843, 40886, 40887. Описание Старой Мироносицкой церкви содержат «метрика»-анкета Императорской Академии художеств, 1887 г. — ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Лл. 29-32об. и акт осмотра памятника уполномоченным Московского Императорского археологического общества И.В. Рыльским, в 1910 г. – Там же, Лл. 36-38.
  16.      Там же Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 75. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83 Л. 29, 30. Энциклопедический словарь изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXXI, полутом 61. СПб., 1900. С. 1-2.
  17.      По замечаниюИ.В. Рыльского, 1910 г – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 36.
  18.      ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 79. Л. 43об.
  19.      ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Лл. 29об., 37.
  20.      Там же. Л. 94. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 13.
  21.      Там же.Ф. 454. Оп. 3. Д. 83.  Л. 31об
  22.      Там же.  Лл. 29-29об.
  23.      Там же. Лл. 31об.,37об. 
  24.      Там же. Л. 30об., 31об.-32.
  25.      Там же. Ф. 203. Оп.444. Д. 6. Л. 5, Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 85.
  26.     В 1868 – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 1, 1909 – Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 33 — и 1917Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 76об. – годах.
  27.      Там же. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6.
  28.      Там же. Оп. 455. Д. 20.
  29.      Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 75.
  30.      Там же. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 2об.; Оп. 455. Д. 20. Л. 1об.
  31.      Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 32.
  32.      Вплоть до января 1924 г. — ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 79. Л. 43.
  33.      ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1 Д. 1079. Л. 16; Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 33-40об.
  34.      К 9 августа 1933 г. – ЦГАМО. Ф. 4570. Оп. 1. Д. 45. Л. 16