Храм святителя Николая-в-Бутках

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, ул. Чернышевского, д. 12

В XVI в. Буткиной улицею назывался участок оживленной Боровской дороги (ныне ул. Чернышевского): въезд на высокий правый берег р. Нары. Имя улицы происходит, по-видимому, от глагола «бутить» — то есть мостить битым камнем. Видимо, этот трудный подъём-спуск стал первой в нашем городе мостовой — и всех, одолевших крутизну его, наверху встречает церковь Святителя Николая — покровителя путников. Храм этот имел особое прозвание: «Никола-в-Бутках», что зафиксировано уже в Сотной кн. В. С. Фуникова в 1552 году.

На протяжении почти 400 лет здесь проходила западная окраина г. Серпухова. В 1552 г. эта местность была еще малолюдна: кн. В. С. Фуников указал здесь не более 10 дворов и еще 8 пустующих дворовых мест; среди местных хозяев — кузнецы, но главным образом крестьяне государевой Конюшенной слободы. Такие слободы были во многих городах; их жители не только обслуживали обширное хозяйство дворцовых конюшен, но и отвечали за сбор пошлин с торговли лошадьми(1).

В XVII в. в Буткиной улице сосредоточены уже дворы высокой знати: с 1620 г. — кн. Лыковых, кн. Голицыных(2); в 1646 — также кн. Долгоруковых и кн. Дашковых(3). Скорее всего, это были осадные дворы, где в смутные времена укрывалось всякое добро из княжеских имений, однако, несомненно, что данная часть города из глухой окраины превратилась в престижный район, видимо, находившийся под защитою укреплений.

С 1711 г. здесь стоит каменная Никольская церковь: антиминс в неё был выдан 2 мая этого года(4). Дьяконское место при храме «убавлено по малоприходству» с 1813 г.(5) В 1838 г. перестраивалась алтарная часть храма. Видимо ещё до этого, в начале XIX в., были поставлены трапезная с колокольней и, с севера, придел во имя св. Великомученика Георгия; в 1848-1850 гг. Георгиевский придел возобновляется(6).

Здание принадлежит к характерному типу городских храмов двух первых десятилетий XVIII в. — времени исключительной активизации церковного строительства в Серпухове(7). Особая стройность объемов его восьмерика на четверике (когда-то еще увенчанного луковичной главою прекрасных пропорций) — явно задана местоположением храма на верхукрутого берегового склона. Более поздние трапезная и колокольня, как видно, следовали первоначальному плану: «собранной» и стремящейся ввысь постройки — по длине трапезная очень невелика, практически равна четверику. Некой компенсацией её скромной площади выглядит расширение Георгиевского придела с северной стороны.

Прихожанами храма Николы-в-Бутках были жители Серпухова и пригородного сельца Пущино (на р. Наре): в 1845 г. — 47 дворов, 234 души мужского и 264 — женского пола(8), в 1917 г., соответственно, 76; 294 и 323(9).

В советское время церковь была закрыта; её ампирная колокольня разобрана до первого яруса. В конце 1930-40-х гг. здание храма занимал городской и районный архив.

С 1898 г. на должности псаломщика Никольской церкви состоял Преображенский Василий Иванович 1879 г. р. Отец его также был псаломщиком, сам Василий в 1896 г. окончил Перервинское духовное училище. К сожалению, не сохранилось данных о том, в каком году он стал священником. В апреле 1930 г. Нарсудом Серпухова приговорен к шести месяцам принудительных работ «за служение молебнов в домах верующих». 9 декабря 1931 г. вновь арестован и отправлен в Бутырский следственный изолятор г. Москвы. Дальнейшая судьба отца Василия неизвестна.

Одним из последних священнослужителей Никольской церкви был иеромонах Андрей (в миру — Алексеев Андрей Семёнович). Еще в сане иеродиакона служил у Серпуховского епископа Арсения (Жадановского). 2 октября 1937 г. вместе с новомученицей ЕлизаветойНиколаевной Крымовой, в доме которой (по адресу: ул. Громовая, ныне ул. Залоги, дом 24) проживал, о. Андрей был арестован. 21 октября 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне вместе с протоиереем Александром Владыченским, священником Василием Озерецковским, иеромонахом Михаилом (Доброхотовым), иеромонахом Илией (Кирпичевым), иеромонахом Алексием (Бачуриным), священником Василием Виноградовым, псаломщиком Василием Глуховым. В 1998 г. опустевший домик новомученицы Елизаветы был куплен, и под домиком новый хозяин нашел кожаный чемодан. В нем было заботливо уложено облачение о. Андрея — шелковый подрясник серого цвета, пара поручей, епитрахиль, красивая закладка для Евангелия и самодельный кошель для треб. Все украшено шитьем и явно мастерской рукой.

С 1999 г. храм Николы-в-Бутках возвращён Русской Православной Церкви.

Престольные праздники:

Свт. Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря.

Св. Великомученика Георгия Победоносца — 6 мая.

П р и м е ч а н и я:

1.        Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 313, 321, 328.
2.        Согласно Дозорным книгам Патриаршего казённого приказа – Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVIXVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108-109.
3.        Согласно Дозорным книгам У.С. Ляпунова – Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 188.

4.        Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVIXVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 109.
5.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 428. Д. 11. Л. 4.
6.        Там же. Ф. 203. Оп. 428. Д. 11; Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 90.
7.        Облик храма ок. 1910 г. запечатлён на фотографии из альбома видов г. Серпухова издания И.И. Улитина.
8.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 428. Д. 11. Л. 4.
9.        Там же.  Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 96.