Храмы Георгия Победоносца и Печерской иконы Божией Матери

Пантелеева М. П. – заведующая научно-методическим отделом СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная, д. 15

Ильинская, Егорьевская и Фроловская. Храмы, по которым названы были эти улицы -самые древние в Серпухове, вероятно, построенные еще во времена Владимира Андреевича Храброго. В Сотной 1552 г. посадский храм святого великомученика Георгия упоминается как деревянный. Мимо восточной стены церкви проходила улица, которая была продолжением большой дороги из Москвы, поэтому в XVII столетии Егорьевскую улицу уже называли Большой. К западу от церкви располагался Ямской двор с переулком к торгу.

Приход храма составляли 18 дворов казенных кузнецов, торговых и мастеровых «людей». В дозорной и переписной книге церквей и приходских к ним дворов в г. Серпухове и Серпуховском уезде (Щитовской десятни) Ивана Васильевича Всеволодского, составленной по наказу патриарха Филарета в 1620 г., Георгиевская церковь уже описана как каменная.

В 1746 году «города Серпухова церкви великомученика Георгия вкладчик» артиллерийский кузнец Герасим Севастьянов подал в Московскую духовную консисторию прошение о своем желании выстроить на месте старой, сильно пострадавшей от пожара Георгиевской церкви новую во имя Воздвижения Честного Креста Господня с приделами Апостолов Петра и Павла и Великомученика Георгия. После осмотра храма управляющим Серпуховского духовного правления архимандритом Высоцкого монастыря Макарием и успенским священником Василием Евтихиевым каменная церковь действительно была признана ветхой: «…а вход в алтарь, и церковь, и трапеза, и колокольня весьма ветхи и великие разседины и скважины. На алтаре, на церкви, на трапезе, кровля худа, да в алтаре и в церкви имеется течь и всякое церковное служение отправлять весьма опасно…». Прихожане храма, среди которых были одни из богатейших жителей Серпухова — парусинные фабриканты братья Николай и Василий Кишкины, собрали достаточно средств, чтобы построить огромный храм, перед которым невольно останавливался каждый, кто приезжал или приходил в Серпухов со стороны Москвы.

Архаичная для XVIII столетия архитектура храма — вероятно, воля заказчиков. В образе нового храма была сделана попытка повторить облик прославленных новгородских соборов. Основной темой художественного образа храма выступает колоссальный пятиглавый куб с выделенным четырехчастным алтарным объемом. Четверик двухстолпный, граненые барабаны его — ложные. Со всех сторон церковь окружала открытая арочная галерея на квадратных столбах, перекрытая цилиндрическим сводом. От западного входа в храм был переброшен переход с лестницей на колокольню.

Колокольня, выстроенная немного выше церкви, была увенчана куполом с барабанчиком, завершенным шатром с главкой и крестом. Своим обликом колокольня почти полностью повторяла Евфимиевскую часозвонную башню Новгородского Кремля. На ярусе звона разместились 11 колоколов. Самый большой колокол весил 100 пудов и имел надпись: «Сей колокол в российское государство въ град Серпухов церкви Воздвижения Честного Креста, Святых апостол Петра и Павла и великомученика Георгия при бытности священника Иоанна Алексеева, лит в Швеции во граде Стокгольме 1751 году месяца июня 20 дня, вывезен на российском корабле СПБ купца Ивана Еродионова Чиркина. ME FECIT GERH: MEYER HOLMIAE 1751 (Меня сделал Герхард Мейер в Стокгольме 1751)».

Церковную территорию окружила кирпичная ограда, выстроенная вместе с храмом. Она представляла собой невысокую стену с филенками, завершенную полочками. И церковь и ограда были сложены из большемерного кирпича (280х80х140 мм).

В законченный в 1755 г. храм семья Кишкиных сделала щедрый вклад церковной утварью. Дочерь Василия Кишкина Пелагея и его жена Акилина пожертвовали церковное облачение — ризу золотой парчи с малиновым шелковым оплечьем, на котором вышиты изображения: Коронование Богоматери, под ним Знамение Пресвятой Богородицы, справа и слева святые великомученики Димитрий и Георгий. Под оплечьями надпись: «1749 года Апреля …дня города Серпухова девица Пелагея Васильева, дочь Кишкина, отдано в церковь св. великомученика и Победоносца Георгия» и ризу из серебряной парчи с вышитыми изображениями с живописными ликами посреди: Преображения Господня с предстоящими пророками Моисеем и Илией, а ниже их святители (без имен), с правой стороны Благовещение, а с левой Воскресение Христово, под ними Херувимы. Кругом оплечья надпись: «1758 года Августа 6 дня, города Серпухова, Фабриканта Василия Григорьевича Кишкина жена Акилина Васильева по обещанию купила в Киевопечерской Лавре и дала в церковь Апостолов Петра и Павла, в городе Серпухове, для спасения душ». Сам Василий Кишкин вложил в церковную ризницу серебряный ковш с надписью: «Чарка сия Василия Григорьевича Кишкина».

Крестовоздвиженская церковь стала последним культовым сооружением, выстроенным в XVIII веке. Новых приходов в городе с трехтысячным населением больше не возникало, а все приходские храмы, некогда деревянные, к тому времени уже стали каменными. В 1917 г. приход храма насчитывал 24 семьи, проживающих вблизи церкви, также в приходе числились иноверцы лютеранского вероисповедания.

После закрытия храма его здание было передано текстильной фабрике и используется как складское помещение. В результате сноса в 1930-х гг. колокольни, галерей на западном и частично на северном и южном фасадах, а также глав церкви, Крестовоздвиженский храм почти полностью утратил свой первоначальный облик. От церковной ограды остался только небольшой фрагмент. С севера к четверику были пристроены хозяйственные помещения, проемы южного фасада растесаны, арки галерей заложены.

Здесь — еще одна панорама «третьего» этажа современного интерьер храма.

Престольные праздники:

Воздвижения Животворящего Креста Господня — 27 сентября.

Свв. Апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Св. великомученика Георгия Победоносца — 6 мая.

 

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Указ о строительстве Печерского храма был дан Московской Консисторией 6 июля 1808 г.(1) вследствие прошения прихожанина Крестовоздвиженской церкви г. Серпухова, серпуховского I гильдии купца Николая Ивановича Плотникова. Храмоздатель взялся на собственные средства обеспечить свой приход тёплой церковью «в рассуждении зимнего времени»(2). Небольшой по размерам храм был отстроен в том же 1808 г.(3) — видимо, в течение наступившего лета. Известно, что именитые прихожане Крестовоздвиженского храма издавна имели определённые контакты с Киево-Печерским монастырём: например, в местной ризнице хранилось лаврской работы священническое облачение, пожертвованное в 1758 г. Акилиною Васильевной Кишкиной(4), женою фабриканта — и проявлением этих же связей может быть выбор посвящения тёплой церкви Печерской иконе Богоматери.

Уже в официальном согласии на строительство крестовоздвиженский священник Михаил Иванов с прихожанами назвали предполагаемую церковь «приделом» своего храма(5). Действительно, дальнейшая судьба Печерской церкви г. Серпухова была неразрывно связана с судьбою церкви Крестовоздвиженской.

Печерская церковь — вполне типичное сооружение стиля ранний ампир: в основе здания кубовидный четверик, увенчанный невысоким барабаном, затем — сфероконическим куполом. Завершением последнему некогда служили луковичная главка на стройной шее и восьмиконечный крест(6). Пристроенный с запада прямоугольный объем трапезной открывается фасадом — в виде приземистого портика с четырьмя тосканскими колоннами «в антах», под треугольным фронтоном. Аналогичным образом оформлены северный и южный фасады четверика. Стоит отметить сходство форм и декора Покровского храма с приделами серпуховской церкви свв. Жен-Мироносиц, возведенными совсем вскоре, в 1809 г. Судя по фотографии, сделанной около 1910 г.(7), в то время стены Печерского храма были выбелены; кровли и купол — окрашены; на фронтоне западного фасада имелось живописное изображение Богоматери на престоле с двумя предстоящими фигурами преподобных (свв.Антония и Феодосия Печерских?) по обеим сторонам.

В советское время здание Печерского храма использовалось как компрессорная комбината «Красный текстильщик». В 1999 г. при Крестовоздвиженском и Печерском храмах была зарегистрирована православная община. Однако оба храма по-прежнему использовались в качестве хозяйственных помещений хлопчатобумажного комбината. После банкротства ХБК, храмы, ранее приватизированные, были возвращены Православной Церкви, но при этом оказалось, что территория вокруг них продана сторонним организациям.

Престольные праздники:

Печерской иконы Пресвятой Богородицы — 16 мая.

П р и м е ч а н и я:

1.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 669. Л. 1.
2.        Там же. Л. 6.
3.        Согласно самой ранней из отложившихся в архивах Клировой ведомости Крестовоздвиженского храма: за 1826 г. – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 13.
4.        Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 98.
5.        Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 669. Л.  10.
6.        В советские годы был заменён жестяным голубем.

7.        В альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина