Храм Казанской иконы Божией Матери

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Хомякова Т. В. — старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, ул. Верхние Гончары, д. 17

До построения в Серпухове Казанского храма на его месте, на так называемом, Остром конце древнего Серпухова, издавна стояла деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы. Первое по времени упоминание о Пятницкой церкви присутствует в Сотной кн. В. С. Фуникова 1552 г. (старейшей подворной описи г. Серпухова). Тогда с этим храмом соседствовали 8 дворов торговых людей и тимовников (мастеров по изделиям из сафьяна) и 30 менее зажиточных дворов — гончаров, мясников, извозчиков и др.; рядом ещё был Псарёв переулок, напоминавший о стоявшей здесь когда-то псовой охоте удельных князей Серпуховских(1). Согласно Патриаршей переписной книге 1620 г., близ Пятницкой церкви было 12 дворов крестьян деревни Глазово, принадлежавшей Высоцкому монастырю(2).

В XVIII в., когда данная местность называлась уже Ямской слободою, взамен обветшавшей церкви: освящённой  во имя Казанской иконы Божией Матери уже в 1731 г.(3), строится каменная. Предание называет строительницей серпуховскую купчиху Акилину Васильевну Кишкину(4), однако сохранился указ Синодального Казённого приказа о строении этого храма, от 15 июля 1737 г.: данный не ей, а «приходским людям алтирельному кузнецу <пушечнику> Герасиму Савостьянову со товарищи»(5). Строительство закончилось к 1744 г., когда 11 марта был «священнодействован» антиминс Казанской церкви. В 1792 г. сюжной её стороны, на месте прежней паперти, в память о прежнем посвящении был пристроен придел святых мучениц Параскевы и Агриппины(6).

Казанская церковь была и остаётся одним из уникальных образцов русского церковного зодчества 1730-х гг. В царствование Анны Иоанновны каменные храмы сооружались достаточно редко. Судя по фотографиям начала ХХ в.(7), её двухсветный кубовидный четверик, увенчанный пятью крупными главами, в окружении более миниатюрной шатровой колокольни и приземистых объёмов алтаря, придела с южной стороны — создавал настроение сдержанной силы и ясности. Скупой кирпичный декор в виде зубчатого карниза и оконных наличников-полуколонок придавал зданию изящество; в стенах были скрыты голосники, сообщавшие интерьеру особую акустику. Затейливой формой отличались кованые кресты на главах и решётки в окнах. Главный иконостас был возобновлён в 1848 г., а придельный — в 1886 г.(8) Тогда же, видимо, храм был расписан. В начале ХХ в. Казанскому храму оказывали традиционную помощь местные фабриканты, потомственные почётные граждане Игнатовы; вообще же это был один из беднейших приходов г. Серпухова. По данным на 1917 г., церковь посещало 335 прихожан – жителей Серпухова и ближних деревень: Дворики, Скрылья, Глазово, Паниково, Судимля и Ивановская. Определённые сложности в жизни Казанского прихода создавало и присутствие на его территории многочисленной и активной общины старообрядцев-«поповцев» храма Успения Божией Матери в Глазово — по данным 1905 г., их насчитывалось 957 душ обоего пола(9). Нередки были случаи и «уклонения в раскол» прихожан храма.

С 1896 года настоятелем Казанской церкви был Николай Измаилович Орлинков (1872-1920 гг.). Он происходил из духовного звания. Его отец Измаил Васильевич Орлинков в начале XX века был соборным благочинным в Серпухове. Младший брат Н. И. Орлинкова священник Петр Измаилович (1876-1937 гг.) прославлен Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников. В 1920 году во время эпидемии сыпного тифа отец Николай Орлинков скончался. В Крещенский сочельник батюшка, как обычно, пошел с сыном Михаилом со святой водой по приходу. Начал с рабочих казарм, где свирепствовала эпидемия. Здесь он причащал и соборовал болеющих, отпевал умерших. Потом отец Николай пешком отправился в Паниково. Там в доме своего прихожанина крестьянина Темнова он почувствовал себя плохо. 3 февраля батюшка преставился о Господе.

После смерти о. Николая настоятелем Казанского храма стал протоиерей Сергий Иванович Крутяков, 1876 г. р., сын псаломщика. По окончании Вифанской Духовной семинарии был определен учителем Московского Императорского Воспитательного дома, где преподавал Закон Божий и церковное пение. С 1905 г. служил диаконом Казанского храма, в 1915 г. — диакон церкви Рождества Богородицы (приписной к Ильинской). С 1920 г. протоиерей Сергий становится настоятелем Казанского храма. Неоднократно подвергался арестам, год его смерти неизвестен.

Последние несколько лет перед закрытием церкви её настоятелем был священник Николай Соколов. В 1923 г. при Казанской церкви числилось только 64 прихожанина. В 1937 году Казанский храм закрыли, отец Николай был арестован и репрессирован.

Вокруг церкви когда-то был очень живописный, утопающий в зелени район частной застройки с прудом и цветочными полянами. Но все больше и больше земли требовало расширяющееся промышленное производство: сначала здесь возникла обозостроительная артель, переросшая позже в обозостроительный завод, на месте которого в середине XX века образовалась мебельная фабрика. Храм оказался на территории предприятия. Долго он стоял закрытым и заброшенным. Одно из самых ярких впечатлений послевоенного детства внучки и дочери священника серпуховички Лидии Михайловны Орлинковой, жившей с родителями в доме рядом с закрытой церковью, были заросли иван-чая на колокольне. Маленькой Лиде и её подругам как-то удалось подняться на колокольню. А там — ярко-розовые цветы, и сквозь них — безоблачное июльское небо. Со временем храм был перестроен до неузнаваемости в трехэтажное здание. Здесь разместились и производственные цеха мебельной фабрики, и кабинеты фабричной конторы. В алтаре на первом этаже стояли станки, здесь была кузница. На втором этаже — кабинеты, третий этаж делили между собой медпункт и «красный уголок».

В 1999 году при Казанском храме была зарегистрирована православная община. С 2006 года церковь имеет настоятеля, стали служиться молебны перед иконой Казанской Божией Матери. Первые иконы были принесены прихожанами. В 2008 году настоятелем церкви стал священник Валерий Гололобов. 21 июля 2008 года, в день престольного праздника — Казанской иконы Пресвятой Богородицы — в храме была отслужена первая Божественная литургия. Первые службы в Казанской церкви стали совершать на третьем этаже. Здесь менее всего ощущалась разруха.

В самом начале возрождения храма при его обследовании на чердаке была обнаружена неплохо сохранившаяся масляная роспись позднеакадемического стиля 2-ой пол. XIX в. На церковном своде изображена Святая Троица (восточная распалубка свода); восемь Архангелов: Михаил, Рафаил, Селафиил и Иегудиил (южная распалубка); Гавриил, Иеремиил (?), Варахиил и Уриил (северная распалубка); и еще пять Ангелов — на западной распалубке свода.

Одной из первых прихожанок Казанской церкви стала Лидия Михайловна Орлинкова — дочь священника Михаила Орлинкова.

Ныне все богослужения совершаются в восстановленном приделе святых великомученицы Параскевы Пятницы и мученицы Агриппины. В 2010 году в Казанский храм первый раз пришел крестный ход с иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Казанский храм впервые после десятилетий запустения и осквернения встречал столь чтимый в Серпухове образ Пресвятой Богородицы.

На пути возрождения Казанской церкви еще предстоит сделать очень многое. Божьей милостью и общими стараниями работа эта начата и продолжается.

Престольные праздники:

Казанской иконы Божией Матери — 21 июля, 4 ноября.

Св. великомученицы Параскевы Пятницы — 10 ноября.

Св. мученицы Агриппины — 6 июля.

П р и м е ч а н и я:

1.        Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 311,  315-316, 147.
2.       Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 114.

3.        Когда был упомянут дьякон Казанской  церкви Илларион Анисимов: Там же.  

4.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 57. 
5.       Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый.

Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 114.  Герасим Савостьянов, несомненно, был доверенным лицом купцов Кишкиных – выступая в качестве строителя ещё двух храмов, воздвигнутых на их средства: Крестовоздвиженского в Серпухове, в 1746-1755 гг. — ЦГАМ/до 1917 г, Ф. 737, Оп. 1, Д. 10, Л. 1, 3-4. и  Никольского в с. Карповском Серпуховского уезда, в 1745-1748 гг. – там же, Д. 15, Л. 1, 3-3об, 4.

6.    Там же, Д. 1079. Л. 10.

7.     В альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина, 1910 г.

8.     ЦГАМ/до 1917 г. Ф.454.Оп.3. Д. 83. Л. 124-125об..

9.    Там же.  Д. 4086. Л. 63.