Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район, в 5 км к северу от деревни Калиново
Селение Шатово (возможно, название происходит от неканонического личного имени Шат: шатун, бродяга, беспокойный человек — или от фамилии Шатов, того же корня) впервые упомянуто в документе 1627 г. – в качестве вотчины, пожалованной в 1617 г. Фёдору Григорьевичу Шишкину «за царя Васильево московское осадное сидение»: за заслуги, оказанные в годы Смутного времени, на службе государю Василию Шуйскому (1606-1610)(1). Вообще дворяне Шишкины оставили заметный след в истории Серпухова XVII в. – так, Леонтий Афиногенович Шишкин был в городе воеводой (1681).
В 1654 г. сын Ф. Г. Шишкина Алексей выстроил в Шатово деревянную церковь во имя Архангела Михаила с приделом Святителя Николая Мирликийского(2).
Уже в 1692 г. храм освящается снова(3). Положение с. Шатово – среди изобильных лесов – было очевидной причиною того, что сельская церковь долгое время оставалась деревянной, а это, в свою очередь, объясняет недолговечность здания и частые возобновления храма, при которых не раз менялось и его посвящение. Так, в 1737 г., на средства вдовы подполковника Григория Фёдоровича Шишкина Анны Алексеевны, была построена церковь Всемилостивейшего Спаса с приделом Архангела Михаила – освящённая в следующем году игуменом серпуховского Владычного монастыря Иоанном(4).
В нач. XIX в. шатовский храм испытывал серьёзные трудности «по малоприходству»: в 1807 г. отмечено отсутствие там священника и причта в течение не менее трёх лет(5), а с осени 1811 г. данный храм был приписан к Никольской церкви пог. Березна(6). В 1833 г. церковь с. Шатова возобновлена на средства помещицы, вдовы полковника Марфы Ивановны Аристовой – которой в 1847 г. было отказано в просьбе об учреждении в селе самостоятельного прихода(7). Однако Спасский храм в Шатово всё же был учреждён самостоятельным к 1900 г. – в котором сюда назначается священник(8).
В 1903-1904 гг. был возведён «каменный» (из кирпича) храм Спаса Нерукотворного с приделом святого Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил — на средства серпуховского купца Абрама Сидоровича Рогова; его же стараниями ещё в 1900 г. были построены и переданы Церкви деревянные дома для семей причта: священника и псаломщика. Купцы Роговы владели каменоломнями и «цементной мельницей» при деревне Глазечня, в ближайшей округе г. Серпухова(9). В 1910 г., старанием местного настоятеля священника Иоанна Васильевича Флёрина строится кирпичная колокольня(10).
В 1917 г. прихожанами данного храма состояли 683 жителя с. Шатова: 319 мужчин и 364 женщины(11).
Автор здания храма (и также, видимо, колокольни) – Сергей Германович Аппельрот: помощник работавшего в Серпухове архитектора академика Романа Ивановича Клейна, а с 1901 г. – городской архитектор Серпухова. Композиция и формы постройки представляют весьма устойчивый тип русского приходского храма с трапезной и двухъярусной колокольней. Простота и строгость объёмов здания, минимализм в его украшении – в целом создают монументальный и стройный архитектурный образ(12).
В конце 1930-х гг. шатовский храм был закрыт и сильно поврежден.
Еще в 1970-80 гг. Шатово славилось местным промыслом, известным под названием «Шатовские дорожки». Удивительные и разнообразные по цветовым сочетаниям тканые половички из с. Шатово можно было купить на серпуховском рынке, а на выставках декоративно-прикладного искусства дорожки из Шатово демонстрировались среди других народных промыслов Подмосковья. К сожалению, уже более 20 лет назад ушли из жизни последние мастерицы, которые хранили традиционные приемы народного узорного ткачества, а последний ткацкий станок доживает свой век на чердаке одного из домов с. Шатово.
В конце 60-70-х годов XX в. здание церкви использовалось как складское помещение тоннельного отряда «Тонот», занимавшегося строительством Большого кольца Протвинского ускорителя заряженных частиц, которое располагается сейчас на глубине 40 метров и имеет диаметр около 25 км. Запуск кольца должен был повысить уровень радиации на местности, в связи с чем жителей села должны были переселить в ближайшие населенные пункты. У тех, кто до сих пор живет в этих местах, имеются бумаги, запрещающие капитальное строительство на территории Шатово. В настоящее время стройка заморожена, и, скорее всего, действовать не будет. Членами коллектива «Тонот» рядом с храмом был установлен памятник воинам, погибшим в 1941 г. при защите подступов к Москве.
После того, как из храма склад был переведен в другое место, началось активное разрушение здания. Была разворована медная кровля и оконные рамы, стали осыпаться перекрытия, обвалилась крыша по всему объему храма. В 80-90-е гг. клуб альпинистов г. Протвино использовал разрушенное здание храма как тренировочный полигон, отрабатывая приемы восхождения и спуска на колокольне, стенах и своде четверика Михаилоархангельской церкви.
В 1999 г. храм был передан Русской Православной Церкви, проведены работы по его консервации, на своде четверика осенью 2009 г. установлен крест.
Здесь вы можете познакомиться с современным интерьером храма и видом села Шатово.
Престольные праздники:
Святого Архистратига Божия Михаила – 19 сентября, 21 ноября
Святителя и чудотворца Николая – 22 мая, 19 декабря
Настоятель храма – священник Сергий Свирепов
Телефон – (496)776-17-70
Интернет-сайт – www.shatovo.ru
П р и м е ч а н и я:
1. Согласно писцовым книгам Серпуховского уезда – Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии).М., 1896. С. 136.
2. Согласно окладным книгам Патриаршьего Казённого приказа – Там же, С. 135.
3. 3 мая выдан антиминс. Возможно, что очередное освящение храма в Шатово связано с перенесением сюда Михайло-Архангельской деревянной церкви из с. Нехорошево — где в 1691 г. построен каменный храм — ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454 Оп. 3 Д. 84 Л. 91.
4. Холмогоровы В. и Г. Цитированное издание. С. 136.
5. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737 Оп. 1 Д. 690 Л. 1.
6. Там же, Д. 761.
7. Там же, Ф.203 Оп. 428 Д. 4.
8. Там же, Ф. 737 Оп. 1 Д. 4086 Л. 290об.
9. Там же, Л.. 286, 286об.
10. Колокольня освящена 3 июля 1911 г. – Московские церковные ведомости, 1911 г., № 30: 23 июля, С. 632-633
11. ЦГАМ/до 1917 г. Ф.737, Оп. 1 Д. 4086, Л. 293.
12. Там же, Ф. 54, Оп. 157, Д. 37, Л. 71. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 годы). Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998. С. 22-23.