Храм Казанской иконы Божией Матери села Новинки

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Московская область, Серпуховский район, с. Новинки

(конечная остановка автобуса № 24 Серпухов-Новинки)

Данная местность издавна принадлежала серпуховскому Высоцкому монастырю. Её идентичность с деревней Новинки, отписанной в середине XVI в.
из монастырских владений в собственность царя  и отданной им в поместье Молчану Юрьеву сыну Соиманову (1) — допустима, но трудно доказуема, так как название Новинки было весьма распространено. Слово «новинки» означало «поле, вновь распаханное на месте сведённого леса» — и в конце  эпохи подсечно-огневого земледелия оно ещё не было вполне именем собственным. Самое  же раннее убедительное свидетельство о Новинках: вотчине Высоцкого монастыря, с церковью Покрова Богородицы, в приход которой включены также сельцо Малахово и деревни Мартьяново, Арнеево, Княгинино, Навсходах (Всходы?) — дают патриаршие дозорные книги 1620 года. В писцовых же книгах 1627 г. данное место именуется селом Покровским на реке Речме — и сообщается, что храм его построен и украшен совместным тщанием Высоцкого монастыря и сельских прихожан(2). К 1748 г. Новинки стали имением  дворцового комиссара Богдана Никитича Долгова — управлявшего Хатунской дворцовой волостью. Помещик пожелал построить в селе каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось в 1755 г.(3) Новое посвящение церкви  надо связывать с местным «достоверным преданием» о явлении Казанской иконы(4). В конце XIX века в церковной трапезной слева сохранялись надгробия храмоздателя Богдана Никитича Долгова и его жены Анны Спиридоновны, в виде чугунных плит. Из эпитафии видно, что Долгов скончался 8 ноября 1757 г. на 61-м году, «а молитвенное имя было ему Иов»(5). В одно время с Казанским храмом построены колокольня и южный придел — во имя святителя Николая(6).

Архитектура храма представляет собою традиционный для серпуховского края 1-ой пол. XVIII в. тип церковного здания — восьмерик на четверике. В Новинках интересной особенностью данной конструкции являются ступенчатые тромпы: переходы от четырёхугольного основания к восьмидольному завершению. Из двух этих контрастных форм-объёмов, как их равнодействующая, слагается архитектурный образ. На прочной, весомой основе четверика, «приземлённость» которого подчёркнута горизонтальной рустовкой по углам и усилена почти симметричными объёмами трапезной и прямоугольного в плане алтаря, поднимается рукотворное небо: лёгкий, гармоничных пропорций восьмерик со сферическим куполом. Величавую сень восьмерика: подобно отзвуку или гребню убывающей волны — дополняет миниатюрная шатровая колокольня.

С 1887 г. в Новинках, старанием местного священника Николая Павловича Розанова открыта церковно-приходская школа. В советское время Казанская церковь была закрыта и приходила в ветхость. С 2001 г. началось её восстановление. Начиная с Пасхи (27 апреля)
2003 г. в Новинках вновь совершается  Литургия.

Примерно в 4 км юго-западнее Новинок — на полдороге в Серпухов, рядом с деревней Мартьяново — находился погост Речма. Его храм Покрова Божией Матери, с приделами Казанской Её иконы и Сретения Господня, был построен  тщанием прихожан в 1800 г., ныне же полностью разрушен(7). В этой церкви, в 1920-1932 гг. псаломщиком, а затем по 1937 г.  священником служил священномученик Даниил Мещанинов — уроженец  села Новинки.

Престольные праздники:

Казанской иконы Божией Матери — 21 июля, 4 ноября

Святителя и чудотворца Николая — 22 мая, 19 декабря

Настоятель храма — иерей Александр Голубев

П р и м е ч а ни я:

  1. Согласно сотной описи Василия Сичина и Кости Васильева 1555 г. – История города Серпухова и Серпуховского края XIVXVI вв. (материалы и исследования), <Серпухов, 2009>, С. 210, 212 .
  2. Холмогоровы В. и К. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 116-117.
  3. прот. Скворцов Н.А. Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск первый. М., 1911 г. С. 262-263.
  4. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д. 84, Л. 107 – предание упомянуто приходским священником в описи 1887 г.
  5. Там же. Имя Богдан употребляется православными христианами обычно как вариант (перевод с греческого) крестильного имени Феодот. Поскольку в надписи-эпитафии Б.Н. Долгов назван просто: «Раб Божий» — непохоже на  то, чтобы он умер в монашеском сане.
  6. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д. 84, Л. 107; Ф. 737, Оп. 1, Д. 3903, Л. 2, 4: в 1821 г.  и основной храм, и придел имели антиминсы, данные Св. Илларионом (Григоровичем) — епископом Сарским и Подонским  в 1748-1759/60 гг.
  7. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 54, Оп. 167, Д. 216;  Ф. 737, Оп. 1, Д. 4086, Л. 255-261.