Храм Благовещения Пресвятой Богородицы села Липицы

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Московская область, Серпуховский район, село Липицы

(остановка автобуса № 126 Серпухов-Пущино)

Самое раннее известие о Липицах содержится в грамоте царя Ивана IV к властям города Серпухова от 20 июня 1560 г. — об охране соседствовавших с этим селением лугов Высоцкого монастыря от потравы проезжими людьми(1). Тогда Липицы были активным пунктом на большой дороге, связывавшей столицу с Тулой и Рязанью, у перевоза через Оку — и числились селом, то есть там, видимо, успела появиться церковь. По местному преданию, вначале приходским центром данной округи было село Саларево, от которого в 1890-х гг. сохранялось лишь воспоминание в виде названия леса в нескольких километрах от с. Липицы(2).

О бытности в Липицах Благовещенского храма на рубеже XVII-XVIII вв. свидетельствует запись на полях старинной богослужебной книги — Триоди. В этой записи говорится о пожертвовании Триоди в данный храм 4 марта 1700 г. крестьянами приходской деревни Банино Тимофеем Стефановым и его племянником Иваном Варфоломеевым(3). В то время приход относился к дворцовой волости, которая вскоре перешла во владение петровского канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина. Его старанием в 1733-1735 гг.(4) в Липицах был возведён существующий ныне храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Памятной страницею местной истории XVIII в. стали прошедшие здесь детские годы видного церковного иерарха митрополита Московского Платона  Левшина (1737-1812), вмиру Петра — сына липицкого  священника Георгия Данилова. При рождении будущего митрополита его отец служил причётником в селе Чашниково (ныне в Солнечногорском  районе Московской обл.), позднее  был  переведён священником в Липицы. В  изданном  в 1813 г. описании поездки митрополита Платона в Киев (1804 г.) отражено посещение им родных мест в Липицах и Серпухове, где он учился грамоте во Владычном монастыре(5).

В 1804-1806 гг., на средства помещиков братьев Михаила и Николая Михайловичей Майлевских, в трапезной Благовещенского храма устроен тёплый южный придел во имя Святой Троицы(6). К 1848 г. в селе имелась богадельня — тогда купец Никифор Афанасьевич Колобов завещал 3000 рублей: по тысяче на содержание этой богадельни, храма и церковного причта(7). В целом же положение липицкого храма в середине XIX в. было критическим, например, в 1849 г. с его обветшавшей колокольни сняты колокола, а в начале следующего года из-за аварийного состояния здания приостановлено богослужение(8). С 1852 г. к храму Благовещения в Липицах был приписан Никольский храм села Лукьяново, строители которого помещики Степановы в 1854 г. пожертвовали 3000 руб. на поддержание причта при липицком храме(9) и, возможно, также позаботились о его ремонте —  в 1853 г. была перестроена колокольня и увеличена трапезная.

В 1880-1881 гг., на средства церковного старосты крестьянина деревни Михайловки Николая Филипповича Игумнова, при участии царскосельского 2-ой гильдии купца Федота Афанасьевича Медкова и других лиц, в храме с. Липицы устроен северный Никольский придел, освящённый 18 октября 1881 г.(10) В 1889 г., на средства же Н. Ф. Игумнова обновлена церковная кровля(11). В 1893-1894 гг. на пожертвования Н. Ф. Игумнова, Ф. А. Медкова и других в основном храме тульским иконописцем Павлом Климентьевичем Григорьевым был возобновлён иконостас и исполнены стенные росписи(12). В 1897 г. «мастером Григорьевым» были поновлены иконостас и стенная живопись в Троицком приделе, а также иконостас Никольского придела. Тогда же взамен старых печей устроено духовое отопление(13).

В 1894 г. в приходе с. Липицы основано общественное попечительство под председательством священника Алексея Петровича Троицкого(14). Помимо имевшегося с 1876 г. училища Министерства народного просвещения, в 1895 г., в доме, приобретённом почётным членом приходского попечительства Ф. А. Медковым, в селе открыта церковно-приходская школа; в следующем году она преобразована в специальную женскую школу — которая, ввиду наплыва учащихся, сразу оказалась тесной. В 1899 г. попечитель Ф. А. Медков начинает строить по соседству с храмом новое школьное здание(15).

В 1781 г. в приходе с. Липиц было 160 дворов; в 1798 г. — 183 двора, 803 души мужского пола; в 1812 г. — 175 дворов, 985 душ мужского пола и 1040 — женского пола(16). Около 1895 г. при храме числилось более 1000 прихожан и 1174 прихожанки(17). В 1920-х гг. членами местного «религиозного общества» записался 61 верующий(18).

Храмовый причт со 2-ой половины XVIII в. был двухкомплектным, то есть включал двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей.  В приход входили деревни Михайловка, Банино, Селино, Вечери; с конца 1852 г. присоединено село Лукьяново(19).

Приходская деревня Селино в 1890-х гг. была центром старообрядчества (имелась «раскольничья молельня»), там же сказывалось и влияние сект («хлыстовщина»). Для противодействия всему этому, с 1896 г. второй священник села Липиц Иоанн Щеглов посещал Селино, служа всенощные накануне воскресных и праздничных дней и проводя затем религиозно-нравственные беседы в доме крестьянина Ивана Полишина; приходское духовенство хлопотало о строительстве в деревне Селино школы, которая служила бы также православным молитвенным домом(20).

С середины XIX в. по 1930-е гг. с Липицами связана замечательная династия священнослужителей Троицких. Настоятелями сельского храма последовательно были глубоко чтимый народом священник Пётр Троицкий(21), его сын Алексей и внук также  Алексей, расстрелянный за своё служение в 1937 г. Ещё раньше пострадали братья последнего — Димитрий, в монашестве Даниил, с 1921 г. епис-коп Болховский, викарий Орловской епархии, а с 1931 г. епископ Брянский (умер в тюрьме в 1934 г.) и Владимир, в монашестве Илларион, с 1920 г. архиепископ Верейский, викарий Московской епархии (скончался в 1929 г. по пути в ссылку, канонизирован в лике новомучеников Российских).

Богослужение в  с. Липицы совершалось, по крайней мере, до конца 1934 г.:  когда, 29 ноября Серпуховской горсовет постановил снять с местной колокольни колокол весом в 400 пудов (= 6 400 кг!) – и заменить его другим, в 3 – 4 пуда(22). Позже   Благовещенский храм был закрыт; его здание  использовалось как сельский клуб и спортивная школа. С 1998 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2007 г. перестроен основной объём храма, в настоящее время завершается строительство колокольни.

Архитектура липецкого храма ныне представляет собою спорный случай возрождения церковно-исторического памятника. Здание 1733-1735 гг. при огромных размерах отличалось предельной простотою, почти скудостью украшения. В современном своём виде храм, талантливо спроектированный архитектором Виктором Владимировичем Варламовым и возведённый беспримерным трудом строителей —
тем не менее, воплощает скорее художественный идеал Святой Руси, чем реальные обстоятельства достопамятной истории Благовещеской церкви в селе Липицы.

Престольные праздники:

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Святой Живоначальной Троицы — переходящее празднование на 50-й день после Пасхи

Святителя и чудотворца Николая — 22 мая, 19 декабря

Настоятель храма — протоиерей Михаил Федулов

П р и м е ч а н и я:

1.  Фонд письменных источников СИХМ, КП 10199; История города Серпухова и Серпуховского края XIVXVI вв. 

   (материалы и исследования),<Серпухов, 2009>, С. 223.

2. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из приходских летописей. Тула, 2010. С. 227.

3. ГАТО, Ф. 3, Оп. 18, Д. 2989, Л. 2-2об.

4. Традиционна датировка строительства 1735 г. — Приходы  и церкви Тульской  епархии…  С. 227.  Но  в  клировых

   ведомостях липицкого храма (1887 г.) указан 1733 г. –   ГАТО, Ф.3, Оп. 18, Д. 3934,  Л. 2.  К этому известию надо

отнестись с доверием, поскольку храмоздатель гр. Г. И. Головкин умер в1734 г.   —   похоронен  в  серпуховском

Высоцком м-ре, а строительство завершил его сын Михаил. Т. о. в1735 г., видимо,  было  освящение храма.

5. Приходы и церкви  Тульской   епархии…  С.  227;  Историческое   описание Введенского Владычного женского 

монастыря  в городе Серпухове. Сергиев посад, 2007.С. 85, 186.

6. ГАТО, Ф. 3, Оп. 1, Д.1432.   

7. Там же, Оп. 18, Д. 7799.

8. Там же, Оп. 9, Д. 1360.

9. Там же, Оп. 18, Д. 4216, Л. 8-9, 21.

10. Там же, Оп. 7, Д. 935.

11. Там же, Оп. 18, Д. 3934.

12. Там же, Д. 4452.

13. Там же, Оп.7, Д. 4619.

14. Там же, .Д. 4619. 

15. Там же, Д. 5018.

16. Там же, Ф. 1770, Оп. 1, Д. 147, Л. 78; Д. 487, Л. 45; Ф. 3, Оп. 2, Д. 832, Л. 1об.-2.

17. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из приходских летописей. Тула, 2010. С. 227.

18. ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д. 26.

19. ГАТО, Ф. 3, Оп. 7, Д. 3796, Л. 2-3об.; Оп. 18, Д. 4276.

20. Там же, Оп. 7, Д. 4459. 

21. По меньшей мере,  с 1848 г. – ГАТО, Ф. 3, Оп. 8, Д. 7799, Л. 4.

22. ЦГАМО, Ф. 4502, Оп. 1, Д. 532, Л. 12об.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН (ТРОИЦКИЙ),
АРХИЕПИСКОП ВЕРЕЙСКИЙ

Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее. Его труды отличаются строго церковным направлением, его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника села Липицы, которое входило тогда в состав Каширского уезда Тульской губернии.

Кроме Владимира в семье было еще два младших сына — Димитрий и Алексей, а также две дочери, которых звали Ольга и София. Троицкие были родом потомственных священников.

О деде Владимира, отце Петре, сохранились сведения как о человеке редкой образованности; среди народа он пользовался великим авторитетом и любовью. Димитрий, средний из братьев, впоследствии принял монашеский постриг с именем Даниил и стал епископом Брянским. Самый младший, Алексей, также избравший для себя стезю священника, сделался преемником своего отца по служению в Липицах. При большевиках он был репрессирован и погиб в лагере.

Жизнь семейства Троицких отличалась патриархальной строгостью и неукоснительным следованием православным обычаям. Супруга отца Алексея умерла рано; воспитанием детей после ее смерти занималась ее незамужняя сестра — учительница приходской школы. Нередко ей приходилось брать Володю с собой на уроки читать. А поскольку с раннего детства он все церковные службы проводил на клиросе, он овладел и славянским языком. Будучи пяти лет, он уже читал в храме часы и шестопсалмие.

Дух будущего борца за Церковь, богослова и мученика святителя Илариона воспитывался в благодатной среде сельского храма; дружная православная семья заложила в нем основы того душевного здоровья, которое помогло ему выстоять в нечеловеческих условиях советских тюрем лагерей. Прекрасная, чистая душа Владимира Троицкого формировалась в детстве и ранней юности и под влиянием впечатлений от родной среднерусской природы. Село Липицы расположено на высоком берегу Оки. Оттуда видна обширная речная долина, где по берегам к самой воде подступают смиренные селения, единственным украшением которых служат Божии храмы. «Придешь, бывало, домой на Пасху, — вспоминал архимандрит Иларион о своих посещениях родных мест, — выйдешь к реке. На несколько верст она разлилась, затопила всю равнину. И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа Воскресшего: и с нашего тульского берега, и с московского несется звон, будто две церкви, две епархии сливаются в одном торжественном гимне. Ярко и ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут по канавам мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, — будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный…» Мальчик рос в атмосфере не только благочестия, но и красоты. Прекрасные и величественные картины природы прививали его душе стремление к преображенному, восстановленному до своего райского состояния миру. Представление о «новой», очищенной от греха и возрожденной твари есть нерв богословского учения Троицкого, развивавшего идеи восточных отцов Церкви. Православный дух святителя Илариона отличался не только силой и крепостью, но одновременно утонченностью, изяществом, добротой и красотой. Устремленность к святости, пронизывающая его богословские сочинения, неотделима от стремления к высшей красоте.

Самой яркой чертой будущего святителя в детстве была жажда знания, желание учиться. Когда ему было пять лет, он задумал идти на учебу в Москву. Прихватив с собой букварь, мальчик взял за руку трехлетнего братишку, и, никому ничего не сказав, они пошли по дороге в направлении Москвы. Спустя некоторое время в доме обнаружили исчезновение детей. От волнения мать потеряла сознание; отец Алексий запряг в телегу лошадь и помчался на поиски. Крестьяне окрестных деревень знали и любили семью священника из Липиц: кто-то видел, как по дороге важно шли два мальчика в летних рубашонках; один из них нес под мышкой книгу. С людской помощью отец Алексей через несколько часов нагнал сыновей. На упреки родителя будущий архиепископ серьезно ответил: «Папа, не расстраивайся! А как же Ломоносов? Ведь он пешком пошел в Москву — и я тоже решил идти учиться!»

И когда Владимиру пришло время учиться, он с блеском прошел это поприще.

Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом, и в 1913 году Владимир получает ученую степень магистра богословия.

28 марта того же года в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона, 2 июня рукополагается во иеромонаха, а 5 июля – возводится в сан архимандрита.

30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник.

Один за другим выходят его богословско-догмагические труды, обогащающие церковную науку. Его проповеди звучат с амвонов церквей, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению.

И когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.

После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь, и уже в марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован. Первое тюремное заключение продолжалось три месяца.

11/24 мая 1920 года архимандрит Иларион был наречен, а на следующий день, 12/25 мая, хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Современники рисуют его портрет светлыми красками. Он молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист, всегда естественный, искренний, открытый. Физически очень сильный, высокого роста, имел пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он был любимцем народа. Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий-епископов, называвших его за ум и твердость в вере «великим».

Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни. Свою деятельность он продолжил по возвращении из ссылки. Святейший Патриарх Тихон приблизил его к себе и вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) сделал своим ближайшим советником и единомышленником.

Сразу же после возвращения из ссылки Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. Церковная деятельность его расширяется. Он ведет серьезные переговоры с Тучковым (уполномоченным ОГПУ по церковным делам) о необходимости устроить жизнь Русской Православной Церкви в условиях Советского государства на основе канонического права, занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий.

Для обновленцев он становится грозой, в их глазах он не отделим от Святейшего Патриарха Тихона, поэтому они употребили все усилия, чтобы лишить его свободы. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем». Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся его блаженной кончиной.

Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили.

Архиепископа Илариона пытались оскорбить, но он на это никогда не отвечал и даже мог не заметить сделанной попытки. Всегда был весел, на все смотрел духовными очами, и все служило ему на пользу духа. Благодушие его простиралось на самую советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

Владыку Илариона укрепляла мысль, что Соловки есть школа добродетелей —
нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Любовь его ко всякому человеку, внимание и интерес к каждому, общительность были просто поразительными. Он был самой популярной личностью в лагере, среди всех его слоев. Мы не говорим, что генерал, офицер, студент и профессор знали его, разговаривали с ним, находили его или он их, при всем том, что епископов было много и были старейшие и не менее образованные. Его знала «шпана», уголовщина, преступный мир воров и бандитов именно как хорошего, уважаемого человека, которого нельзя не любить.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была иная, чем на Соловках. В тюрьме он пользовался особыми льготами, ему дозволили получать книги духовного содержания. Святитель тайно под покровительством тюремного надзирателя, доброго человека, собирал подпольную рукописную религиозную, советскую литературу и копии всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу, но архиепископ Иларион остался непреклонен. Весной 1926 года его вновь вернули на Соловки.

Хотя и не все было известно архиепископу Илариону о тогдашней церковной жизни, но, тем не менее, он не был равнодушным зрителем тех или иных церковных нестроений и бедствий, обрушившихся на православный народ. К нему обращались за советом и спрашивали, что нужно делать, чтобы в новых условиях политической жизни достигнуть умиротворения Церкви. Вопрос был очень сложный. И на него архиепископ Иларион дал весьма глубокий и проанализированный ответ, основанный на православных канонах и церковной практике. Только при соборности Церкви, как мыслил и утверждал архиепископ Иларион, произойдет умиротворение церковное и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях Советского государства.

Крестный путь его подходил к завершению. В декабре 1929 года архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в город Алма-Ату, сроком на три года. Этапом он добирался от одной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл уже тяжело больным сыпным тифом. За несколько минут до кончины к нему подошел врач и сказал, что кризис миновал и что он может поправиться. Архиепископ Иларион едва слышно прошептал: «Как хорошо! Теперь мы далеки от…» И с этими словами исповедник Христов скончался. Это было 15/28 декабря 1929 г.

Митрополит Серафим Чичагов, занимавший тогда Ленинградскую кафедру, добился разрешения взять тело для погребения. Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могил родственников архиепископа, а впоследствии Патриарха Алексия. Так отошел в вечность этот богатырь духом и телом, чудесной души человек, наделенный от Господа выдающимися богословскими дарованиями, жизнь свою положивший за Церковь.

Несмотря на долгие десятилетия господства богоборческой власти, православные люди помнили пламенного архипастыря, чтили его имя, свято храня память о мученике за веру Христову.  10 мая 1999 года в Московском Сретенском монастыре за Божественной литургией было совершено прославление в лике местночтимых святых архиепископа Илариона (Троицкого). День памяти священномученика Илариона —  27 апреля/10 мая,  15/28 декабря, Собор новомучеников и исповедников российских (ближайшее воскресенье к 25 января/7 февраля),  Собор московских святых,  Собор петербургских святых.

 


© Троицкий собор города серпухова, 2006-2012