Храм святых мучеников-князей Бориса и Глеба села Енино

Московская область, Серпуховский район, село Енино, в 2 км к юго-западу от с. Игумново;

в 1 км.к северо-востоку от деревни Зиброво

(конечной остановки автобуса № 41 Серпухов-Зиброво)

Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине)  дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 г. как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря — сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 г. на данном месте «прибыла» новая церковь того же посвящения, храм этот был деревянный. В сентябре 1712 г. московским Патриаршим приказом, архимандриту Пафнутьева монастыря Серапиону велено освятить «новоприрубленный» к нему алтарь(1). Соседство с дремучими приокскими лесами  несло опасности и невзгоды для села: под 5 мая 1756 г., как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеву, и двор его и церковь Божию во имя свв. благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь» — но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти. 13 марта 1757 г. церковным начальством разрешено было возобновить Борисоглебский храм(2); в новом  здании он простоял  до 1820-х гг. Ризничная опись села Енино 1821 г. производит смешанное впечатление скудости и богатства:  убранство исключительно скромное даже для сельского храма — одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь — набивного холста; однако в церковной библиотеке — редкостный Шестоднев 1663 г. издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу.  Являясь тогда уже более полувека приходской, церковь в Енино помнила своё монастырское прошлое: в местном ряду её иконостаса стояла икона Преподобного Пафнутия(3).

За начало XIX в. приход села Енино, куда входили деревни Никифорово и Жидовиново (ныне Родники), увеличился почти вдвое; в 1790 г. в нём числилось 49 дворов, а в 1823 – 89(4). В 1823 г. в селе  уже строилась на средства прихожан каменная церковь свв. Бориса и Глеба. В храме существовало еще два придела – южный святителя Николая и северный – преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828 г.(5). Одновременно с храмом построена  и колокольня(6). Церковь села Енино – хороший образец провинциального ампира.  Храм стоит на взгорье, у края заповедного леса.  Щипцовые завершения фасадов  четверика зрительно «возвышают»  венчающую его ротонду. Размеренные проёмы окон, дверей и пролётов колокольни — сообщают всему телу здания особую лёгкость.

В середине XIX в. к  приходу села Енино какое-то время была приписана Троицкая церковь в селе Лужки(7). В 1863 г. трапезная и пристроенные к ней приделы отапливались; около 1903 г. во всём храме устроено духовое отопление(8).

В советское время православная община села Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова – отличалась активностью и волей к жизни: например, в 1933 г. члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона(9). Однако к концу 1930-х гг. храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее – подверглось запустению. С 1999 г. оно возвращено Русской Православной Церкви. К 2012 году храм, благодаря попечению благотворителей Виталия Бриль и Ольги Борисовой, полностью восстановлен и расписан.

Престольные праздники:

Святых благоверных князей Бориса и Глеба – 15 мая, 6 августа

Настоятель храма – иерей Андрей Иванов

П р и м е ч а н и я:

  1.  Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 140-141.
  2. прот. Скворцов Н.А. Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и московской епархии за XVIII век. Выпуск первый. М., 1911, С. 260. При этом в клировой ведомости с Енино за 1823 г. показано, что местный храм был построен прихожанами к 1 мая 1756 г. – Научный архив СИХМ, Ф. IV, Д. 68, № КП 238: стало быть — разбойники сожгли едва освященную церковь.       
  3. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 737, Оп. 1, Д. 4082.
  4. ГАТО, Ф. 1770, Оп. 1, Д. 706, Л. 45; Научный архив СИХМ. Ф. IV, Д. 68, № КП. 238.
  5. Научный архив СИХМ. Ф. IV, Д. 68, № КП. 238.
  6. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, Л. 196-196об.
  7. Научный архив СИХМ. Ф. IV, Д. 68, № КП. 238.
  8. Там же; ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д. 83.
  9. ЦГАМО, Ф. 4570, Оп. 1, Д. 165, Л. 44-46.