Храм святителя и чудотворца Николая погоста Березна

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Московская область, Серпуховский район, посёлок Большевик (проезд автобусами, № 11 Серпухов-Большевик, № 21 Серпухов-Дракино, № 127 Серпухов-Протвино, № 144 Серпухов-Кремёнки; остановка «Старая контора»)

Территории по реке Березенке, возле старинного серпуховско-боровского тракта, значатся в Земельных книгах 1620 г. как поместья березинских татар, состоявших на московской военной службе(1). Как правило, эти владельцы были крещёными. Под 1627 г. здесь упоминается село Березна и в нём Никольская церковь: «древяная клетцки», построенная и украшенная прихожанами, а священником при ней «поп Акундин, прозвище Первой, Денисов»(2).

В XVII в. церковные земли находились в тесном и чересполосном соседстве с имениями многочисленных местных помещиков – Ушаковых, Иевских, Соймоновых, Токаевых, Таушевых, Брондуковых и князей Дашковых, в связи с чем в 1694-1700 гг. здесь проводилось межевание, которым занимался местный священник Дмитрий Потапов. Село Березна было, видимо, невелико и со временем запустело – с 1705 г. оно именуется уже погостом, то есть селением, состоящим только из церкви, домов её причта и, разумеется, кладбища, которое в те времена вообще имелось при всяком храме. А на том погосте «Николая чудотворца, на Березниках, дворы попа Василья Потапиева, дьякона Бориса Потапиева и дьячка Герасима Потапиева»(3).

Существующая церковь во имя святителя Николая построена в 1698 г., «чьим тщанием неизвестно». В 1818 г. с правой её стороны, «тщанием доброхотных дателей», пристроен придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери(4). С 1819 г. в штате Никольского храма полагалось иметь священника, диакона, дьячка и пономаря. Примерно в это время упоминается священник Константин Петров Ангелов, с замечанием, что он священствует 27 лет.

В 1841 г., по завещанию московского 1-ой гильдии купца Сергея Григорьевича Зубова, Тихвинский придел был расширен «с отступлением на две сажени (на 4 с лишним метра) назад», а с левой стороны храма построен придел во имя святителя Митрофана Воронежского(5).

Основной Никольский храм, построенный в конце XVII века, состоит из бесстолпного четверика, переходящего в полукруглую алтарную абсиду, и колокольни, которая, возможно, вначале была отдельно стоящей; от неё уцелел только первый ярус. Симметричные приделы 1840-х гг. планировкою, монументально пластичными формами и декором сходны с приделами Сретенской церкви (1813) и Троицкого собора (1833-1841) в Серпухове.

В 1840 г. вокруг погоста возобновлена каменная стена с 4-мя шестигранными угловыми башенками — существовавшая ещё с середины XVIII века(6). Внутри этой ограды помещались причтовые дома, построенные в 1844 г. на средства вдовы С. Г. Зубова Анисьи Михайловны, и богадельня на 5 мест, возобновлённая в 1840 г., служившая также странноприимным домом для прохожих паломников(7). В нач. ХХ в. здание богадельни занимали: верхний этаж — открытая в 1900 г. приходская школа и квартира просфорницы; под ними — помещение для ночлега проходящих богомольцев и церковная  сторожка.

В приходе были две часовни. Первую, деревянную, в дер. Дашковка, в 1892 г. построил тамошний крестьянин Павел Борисович Горячев, являвшийся также попечителем приходской школы. Часовня эта была поставлена в память об избавлении Цесаревича, будущего императора Николая II, от покушения в городе Отсу (Япония) 29 апреля 1892 г. В 2003 г. она восстановлена жителями деревни Калиново и освящена во имя Святителя Николая. Вторая часовня, каменная, на источнике вблизи храма, была возведена в 1912 г. на мирские пожертвования(8).

Согласно Клировой ведомости за 1905 год в притче храма состояли священник Василий Симеонов Смирнов, 37 лет; псаломщик Александр Владимиров Сперанский, 35 лет; псаломщик Иоанн Дмитриев Виноградов, 54 лет; просвирница девица Елена Ивановна Левитская, 47 лет. Иерей Василий Смирнов родился в Москве, в церковной семье, обучался в Московской Духовной Семинарии. По окончании курса наук вышел с аттестатом 2-го разряда, 5 декабря 1892 года был определен псаломщиком в один из храмов Москвы. В марте 1895 года был переведен в Никольский храм погоста Березна. В 1896-1900 гг. состоял на должности законоучителя Шатовского сельского училища, с 1901 г. — Калиновской земской школы, с 1904 — двуклассного училища Министерства Народного Просвещения при фабриках Товарищества Мануфактур Н. Н. Коншина, с 1905 — Воскресной школы при школе Товарищества Мануфактур Коншина.

К березнинскому приходу относились: дер. Дашковка, сельца Калиново, Калиновские выселки и Новики(9); в XIX в., консисторским указом от 3 октября 1811 г., было приписано с. Шатово с церковью Спаса Нерукотворного – к 1900 г. вновь выделенное в самостоятельный приход(10). В приходе же погоста Березна в 1791 г. состояло 57 дворов; в 1859 (не считая Шатова) – 114 дворов, 667 душ мужского и 609 – женского пола; в 1917 г., соответственно – 181, 730 и 753. В 1923 г. местная община насчитывала 72 чел.(11),  председателем приходского совета был крестьянин сельца Новики Василий Филиппович Прокофьев.

С 14 марта 1914 г. при Никольском храме погоста Березна священствовал Василий Васильевич Виноградов (1887 г.р.), окончивший Московскую Духовную Семинарию. После закрытия храма он работал счетоводом Дракинского сплавучастка. 14 сентября 1937 г. о. Василий был арестован в дер. Юрятино Тарусского района. 21 октября того же года его расстреляли на Бутовском полигоне, вместе с другими серпуховскими священниками и церковнослужителями: протоиереем Александром Владыченским, священником Василием Озерецковским, иеромонахом Михаилом Доброхотовым, иеромонахом Илией Кирпичевым, иеромонахом Алексием Бачуриным, иеромонахом Андреем Алексеевым, псаломщиком Василием Ивановичем Глуховым.

В 1932 г. березнинский храм был закрыт(12), а в 1953 – перестроен под административное здание, позднее обращённое в материально-технический склад совхоза «Большевик». При этом было уничтожено завершение храма и верхних ярусов колокольни, изменены оконные проемы и убранство фасадов.

С 2006 г. на Березне деятельно возобновляется приходская жизнь, идут восстановительные работы, совершаются регулярные богослужения. 17 октября 2007 года, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, в Никольском храме была отслужена первая Божественная Литургия.

На приходе активно работают две воскресные школы – для детей и для взрослых. Занятия со взрослыми организованы дважды в неделю – вечером по четвергам читается отрывок из Священного Писания с толкованиями святых отцов на него и с обсуждением актуальных современных вопросов, возникающих при прочтении; после воскресной литургии все интересующиеся остаются и обсуждают вопросы, связанные с последованием богослужения, здесь организуется просмотр православных фильмов и лекций известных священнослужителей.

В детской воскресной школе, помимо занятий по основам православной веры и рукоделию, организации тематических праздников на Рождество Христово и Пасху, ведущим направлением является военно-патриотическое воспитание детей. На базе казачьей станицы в селе Дракино уже трижды по инициативе прихода и при участии офицеров Серпуховского Военного института, профессиональных спортсменов-инструкторов из Протвинской ДЮСШ проводилась игра «Зарница». Привлекаются дети на приходе храма святителя Николая и к пению на клиросе, и к алтарному послушанию, причем с мальчиками-алтарниками проводятся еженедельные занятия по изучению последования литургии и всенощного бдения.

Нельзя не сказать несколько слов и о семейном ансамбле настоятеля Никольского прихода протоиерея Владимира Зотова «Живая старина». Руководители и основатели ансамбля – они же родители всех его участников – протоиерей Владимир Зотов и его супруга Екатерина, оба по образованию профессиональные музыканты, батюшка – пианист, матушка – дирижер-хоровик. В течение 1990-1993 гг. в составе известного ансамбля древнерусской музыки «Сирин» (п/у А. Котова), где шла серьёзная и увлечённая работа по изучению духовных стихов и богослужебных песнопений древней православной Руси, супруги Зотовы объездили многие города России и Европы. Самостоятельный творческий путь пока еще небольшой семейный ансамбль начал в 1993 г. В 1995 году студией звукозаписи Свято-Тихоновского богословского института (г. Москва) была записана кассета «Как по морюшку», где мама, папа и двое старших детей поют духовные стихи. В редкое свободное от богослужения время маленький ансамбль выступал по больницам, школам, в концертных залах, в церковных приходах Екатеринбурга, Красноярска, Иванова, Плеса, Красного-на-Волге, Нижнего Новгорода, Костромы, Твери, Конакова, Ростова, Москвы и Московской области.

В 2000 г. ансамбль принимал участие в I детском международном Фестивале православной музыки в Москве. В 2001 г. пели на рождественском и пасхальном фестивалях в Большом зале Московской Консерватории и Концертном зале им. П. И.Чайковского. В этом же году был записан второй альбом «Не унывай, душа моя». В 2002 г. ансамбль стал лауреатом Всероссийского фестиваля православной авторской песни «Исповедь сердца» в г. Костроме. В январе 2003 г. принимал участие и стал лауреатом в VII Международном Фестивале Православных песнопений в г. Минске.

В сентябре 2003 г. состоялась поездка семьи по святым местам Сербии. Записи, сделанные оператором и другом семьи Романом Бычковым, позволили создать фильм «Сестра моя, Сербия…», ставший лауреатом Московского православного кинофестиваля «Радонеж» 2006 г. в номинации «Единение православных народов».

В 2005 г. закончилась работа над альбомом духовных стихов и песен «Через поле широкое». В 2006 г. семейный ансамбль Зотовых получил Гран-При III Межрегионального Фестиваля православной песни и поэзии «Серебряная псалтирь», ежегодно проводящийся в г. Дубна Московской области, а в 2012 г. стал лауреатом Международного Православного Фестиваля детско-юношеских хоров «Пою Богу моему дондеже есмь». Начиная с сезона 2008/2009 гг., ансамбль представляет различные программы в рамках персонального абонемента на сцене Камерного зала Московской филармонии.

За 20 лет своего существования состав семейного ансамбля вырос с 2-х до 10 человек. В его репертуаре – богослужебные песнопения и духовные стихи  православных народов мира  a caрpella и в сопровождении гуслей;  рождественский кукольный вертеп.

Поскольку традиция показа рождественского вертепа живет в настоящее время уже как минимум на трех православных приходах Серпухова и района, но «первопроходцами» в этом деле стали именно участники семейного ансамбля «Живая старина», мы решили здесь подробнее рассказать о том, что же такое рождественский вертеп.

Обычаи, связанные с празднованием Рождества Христова наиболее устойчивы в традиционной культуре многих и многих народов. Слово «вертеп» по-славянски означает пещеру, потаенное место, а в русской традиции под этим именем известен народный кукольный рождественский театр, пришедший к нам из Западной Европы приблизительно в XVII в. и получивший с тех пор распространение на огромных пространствах от Украины до Сибири. Играли вертеп на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. Традиционный вертепный ящик состоит из трех, но чаще двух этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай – земля – ад. Верх предназначен для изображения Святого семейства и сцены поклонения волхвов и пастухов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Нижний этаж изображает дворец царя Ирода, здесь разыгрываются сцены с воинами, Рахилью и Смертью, приходящей за царем-злодеем. Так простой кукольный домик разрастается до размеров Вселенной.

Казалось, что в годы советской власти эта живая традиция была навсегда утрачена… Однако сегодня, как и сто лет назад, в России на Святках играют вертепы. Этим мы обязаны режиссеру Виктору Новацкому, восстановившему забытую народную драму для фольклорного ансамбля Дмитрия Покровского. Несколько лет назад, в Рождество 1995 г., в Серпухове впервые за долгие десятилетия появился вертеп. Это как раз и произошло благодаря семейному ансамблю священника Владимира Зотова. Когда супруги Зотовы были участниками ансамбля древнерусской музыки «Сирин», они переняли традицию рождественского кукольного представления, которая пришла в «Сирин» как раз из ансамбля Дм. Покровского. Еще через пять лет, в 2000 г., вертепный ящик появился при Флоро-Лаврском храме с. Игумново, откуда «переехал» и окончательно обосновался в храме Михаила Архангела г. Пущино, а Рождество 2009 г. еще один маленький вертепный театр зажил самостоятельной жизнью при Богоявленском храме Серпухова.

Престольные праздники:

Святителя и чудотворца Николая — 22 мая, 19 декабря

Тихвинской иконы Божией Матери — 9 июля

Святителя Митрофана Воронежского — 20 августа, 6 декабря

Настоятель храма – протоиерей Владимир Зотов
Телефон – (496) 770-23-74, 770-59-38

Интернет-сайтhttp://bereznya.ru

П р и м е ч а н и я:

  1. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 138.
  2.  Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVIXVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896, С. 120.
  3. Там же, С. 121-123.
  4.  ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 203, Оп. 428, Д. 4, Л. 4; Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, Л. 192.
  5. Там же.
  6. Разумовский Ф.В., Художественное наследие Серпуховской земли. М, 1992, С. 232.
  7. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 203, Оп. 428, Д. 4, Л. 4-4об.
  8.  Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д. 4086, Л. 211об. -212.
  9.  Там же, Л. 217.
  10.  Там же, Д. 761.
  11. ГАТО, Ф. 1770, Оп. 1, Д. 306, Л. 26; Научный архив СИХМ, Ф. IV,Оп. 1, Д. 67, № КП 243, Л. 96об-97; ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 737, Оп. 1, Д. 4086, Л. 217; ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д. 37.
  12. ЦГАМО, Ф 4570, Оп. 1, Д. 45, Л. 6-11, 14-14об.

 


© Троицкий собор города серпухова, 2006-2012