ХРАМЫ СЕРПУХОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ

Дорогие друзья!

В этой рубрике мы опубликовали двухтомник «Храмы Серпуховского благочиния», первый том которого был издан в 2011 г., а второй «Храмы Серпуховского района» вышел из печати в конце 2013 г.

При подготовке двухтомника к печати была проведена глубокая научная работа, многие данные, вошедшие в статьи, публикуются впервые, т. к. авторами проводились серьёзные архивные изыскания.

В работе над книгой участвовали сотрудники Серпуховского историко-художественного музея: старший научный сотрудник Пилипенко Андрей Дмитриевич (автор большинства статей издания), заведующая научно-методическим отделом музея Пантелеева Марианна Павловна и заведующий филиалом музея «Покровская церковь» Волков Иван Александрович. Отдельные статьи о храмах-новостройках (Пущино, Протвино, Оболенска) были написаны другими авторами. Мосолов Андрей Алексеевич — бывший зав. филиалом СИХМ «Троицкий собор» любезно предоставил нам данные о серпуховских новомучениках и священниках, пострадавших в годы советских репрессий, но не причисленных к лику святых, данные, которые он скрупулезно собирал целые десятилетия.

К сожалению, книга вышла очень небольшим тиражом 1-й том — 2 тыс. экз., а 2-й том и того меньше — всего 1 тыс. экз. Посему наша интернет-публикация станет, может быть, для кого-то единственной возможностью познакомиться с этим интересным изданием.

И немного о последовательности публикаций. Сначала нами был размещен материал первого тома — о городских храмах, затем материал второго тома — о храмах района, поэтому сейчас вы встретите материал в обратной последовательности: прежде материал второго тома, т.е. храмы района в алфавитном порядке (по названию сёл и городов, в которых эти храмы расположены) и уже потом — храмы Серпухова, начиная с собора Николы Белого и храма Всех святых, а затем также в алфавитной последовательности, но уже по наименованию храмов.

Предисловие к первому тому издания

Эта книга, дорогой читатель, расскажет тебе о православных храмах, которыми издревле был украшен древний Серпухов, называемый на страницах русских летописей «Свят градом». На протяжении веков жители нашего небольшого уездного города возносили молитвы о своей Отчизне и о своих близких, собираясь в 22 храмах и двух монастырях — таким количеством церквей мог похвастаться не всякий губернский центр. Многие серпуховские храмы имеют древнюю историю, связывающую их с историей всей России.

Серпухов был славен не только своей ратной историей, но и своими мастеровыми людьми и ремесленниками, каждая слободка — кузнечная, гончарная, кожевенная и др. — имела свой храм. Ветшавшие дома Божии, выстраиваемые сначала в дереве, поновлялись, возводились в камне «тщанием приходских людей». «Свои» храмы сооружали именитые купеческие фамилии — Кишкины и Коншины, Сериковы и Плотниковы. На средства старателей храмы благоукрашались и блистали благолепием, стенным писанием, а главное жили, наполняясь людьми, их радостями, скорбями и молитвенными воздыханиями.

Многие серпуховские храмы не пощадило время. События революции 1917 года и непростого советского периода оставили свой глубокий незаживающий след и в церковной истории Серпухова. Пострадали все храмы, кроме одного — сначала они закрывались, запустение неизбежно приводило к разрушению, некоторые из них оказались стертыми с лица земли, иные обезображены до неузнаваемости. В течение всего советского периода лишь один храм города — Ильинский — избежал этой участи и никогда не был закрыт.

Все мы знаем, какие значительные изменения принесли последние десятилетия. Спадает пелена с глаз наших соотечественников, многие люди стремятся наладить духовную жизнь в своих семьях. Но как непросто разбудить от десятилетий тяжелого сна наши души, глухие и слепые ко всему духовному, так же непросто бывает восстановить искалеченный и обезличенный храм. Без всесильной помощи Божией и без неустанного труда наших с вами рук и сердец, ни один храм не сможет возродиться. Наше поколение становится свидетелем таких воистину чудесных преображений. Поднялся из руин собор Николы Белого, вновь засиял золотыми куполами, и вновь поплыл над историческим центром Серпухова его могучий колокольный звон. Исчезла венчавшая в советское время Всехсвятский храм вышка-радиоантенна, вновь вознеслись над современными новостройками пять его куполов и стройная колокольня. Архитектурным украшением Занарской части города и местом духовного притяжения стал возрождающийся храм Спаса Нерукотворного. Потихоньку поднимаются с колен храмы-мученики — Воскресенский, Казанский, Богоявленский, Сретенский. Вновь стала звучать молитва на Соборной горе, под древними сводами центрального городского Троицкого собора.

Но что такое храм без людей? Ведь истинная Церковь Христова — это, прежде всего, люди, человеческие сердца и судьбы. Поэтому мы решили, что наш рассказ будет неполным, если мы займемся повествованием лишь о том, как веками созидались, десятилетиями разрушались, а теперь вновь возрождаются каменные стены наших серпуховских святынь. Поэтому всюду, где это только было возможно, мы добавили рассказ и о священниках, служивших в них. Ведь не произошло бы того страшного запустения, плоды которого мы пожинаем до сих пор, если бы не были истреблены пастыри Божии, верные священнической присяге и готовые до последнего защищать свои храмы и свой приход. Именно против них был направлен главный удар. Обессиленных различными притеснения ми, постоянным контролем от ЧК, их подвергали арестам, выдвигая нелепые обвинения, и ссылали, а чаще расстреливали на печально известном полигоне в Бутово. И сколько поименованных, прославленных в лике святых, а также безымянных мучеников — серпуховских священнослужителей, псаломщиков и простых мирян — предстоит сейчас пред Богом в молитве за своих потомков!

И мы надеемся, что все серпуховские святые — древние и новые — не оставят своими молитвами свой град и помогут нам и нашим детям сделать так, чтобы все храмы Серпухова вновь засияли прежним благолепием, чтобы возрождалась в них истинная, а не внешняя только духовная жизнь. Их же молитвами, Христе Боже наш, помилуй и благослови всех нас!

Предисловие к первому тому издания

В 2011 г. вышла в свет первая часть книги «Храмы Серпуховского благочиния», знакомящая с прошлым и настоящим приходских церквей старинного Серпухова. Сейчас Вы держите в руках вторую часть этого издания – том, посвящённый сельским храмам. Земля Серпуховская, по крайней мере, с XIV в. освоена русскими землепашцами, жизнь которых была неотрывной от заветов Православия. Недаром с ранних времён Московской Руси и по сей день человек, обрабатывающий землю, зовётся по-русски крестьянином – от слова христианин.

В Серпуховском районе – множество приходских сельских храмов и погостов, хранящих в себе память о духовной жизни десятков поколений. Основание этих молитвенных очагов теряется во мгле веков. Первые упоминания о большинстве из них относится к 1620-м гг. – времени возрождения подмосковных сёл из пепла разорений Смутного времени. Но ещё раньше возникли храмы селений Кузьмёнки, Нехорошево, Ивановой горы, Бутурлино, Турово, Тульчино, Сенькино – они упомянуты в грамотах XVI столетия. Изначально это были деревянные – клетцкие церкви, по постройке похожие на крестьянскую избу, но с прирубленным на востоке алтарём и венчающими двускатную кровлю главкой и крестом. Образцом данной архитектуры поныне служит Никольский храм с. Васильевское. В конце XVII в. по сёлам появляются и каменные церкви, первая в их череде и древнейшая из существующих сегодня в районе – святых благоверных князей Бориса и Глеба в Дракино.

Первопроходцами в строительстве храмов по окрестностям Серпухова выступали монастыри, владевшие здесь значительными угодьями. Так, приходские сёла Кузьмёнки, Бутурлино, Новинки, Игумново, погост Иванова гора – издревле были вотчинами серпуховского Высоцкого монастыря, а сёла Енино и Тульчино – Пафнутьева-Боровского монастыря. В XVII и XVIII столетиях храмоздателями были  в первую очередь  землевладельцы-помещики. В Серпуховском крае сохраняются такие шедевры церковно-усадебного зодчества как Богородице-Рождественский храм с. Подмоклово, Спасский храм с. Райсемёновское – постройка знаменитого М. Ф. Казакова. Но наряду с дворянами строило могущественное серпуховское купечество – храмы на р. Сушке и вс. Лужки возведены семейством Кишкиных; и даже крестьяне – их силами построен каменный храм с. Тульчино. Тем более, с середины XIX века типичной фигурой церковного строителя становится предприниматель из народа –   П. И. Рябов в Бутурлино, Д. М. Хутарев на Ивановой горе, А. С. Рогов в с. Шатово…

Потрясения ХХ столетия, увы, не обошли стороною и Серпуховскую землю. Прежде всего, изменились её границы. В 1929-1930 гг. Серпуховской уезд, преобразуемый в одноименный район, утратил немалую территорию, ныне составляющую Чеховский и Ступинский районы Московской области. Тогда же в его состав вошли весьма богатые церковно-исторической памятью земли Заочья из Тульской губернии и села Калугино с окрестностями – из Калужской. Все сельские храмы нашего района, за единственным исключением – Успенской церкви в Кузьмёнках – испытали небрежение, закрытие, десятилетия запустения или безжалостной эксплуатации их зданий в хозяйственных целях. Многие храмы пострадали при этом настолько серьезно, что их восстановление вызывает сегодня особые трудности. Попросту стёрты с лица земли церковЦные здания в сёлах Митинки, Вязищи, Сенькино, Поварово, Тешилово и Каргашино – даже их местоположение до недавнего времени было забыто.

Но несмотря на сложные перипетии нашей эпохи, последние 20 лет храмы в Серпуховском районе возрождаются. Добровольными пожертвованиями и трудами были буквально подняты из руин Троицкая церковь села Лужки и Борисо-Глебская села Енина. Построены заново и художественно украшены храмы в молодых наукоградах – Всех святых земли Российс-
кой в Протвино и Архангела Михаила в Пущино. Ныне строится храм святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в посёлке Оболенск. Издатели надеются, что эта книга послужит хоть малым побуждением к трудам по возвращению старинного благолепия Серпуховской земли, где реку Оку когда-то сравнивали с поясом Богородицы.