Доклад священника Сергия Свирепова на IV Международном информационно-обучающем семинаре «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в системе непрерывного образования казаков: опыт города-героя Новороссийск Краснодарского края»

ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЧЕРОШНОЙ ТРАДИЦИИ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Иерей Сергий Свирепов,

Руководитель Православного клуба «Трилистник»

Троицкого собора г. Серпухова

Наш проект реализуется в Серпухове на протяжении почти четырех лет. Занимается им Православный клуб «Трилистник», открытый для молодежи и семей прихожан сразу двух храмов Серпухова – Троицкого собора и Богоявленского храма. Рождался наш проект поступательно и на протяжении нескольких лет. При работе с детьми, молодежью и целыми семьями, в приходской ли жизни, в светской ли организации всегда возникает необходимость проведения больших праздников, ведь у нас в России издавна всё совершалось соборно. Вместе хлеб сеяли, вместе на врага шли, в голод помогали друг другу, соборно каялись и молились, вместе собирались и «круги играть» – на большие шумные праздники.

В современном обществе в последнее время – и это отрадный факт! – потихоньку пробуждается активный интерес к традиционной народной культуре, в том числе к аутентичному песенно-танцевальному творчеству. Этот интерес проявляется по-разному, выявляя и активизируя в разное время те или иные формы фольклора, как, например, народные гулянья – хороводные праздники в весенне-летнее время года и вечёрки – в осенне-зимнее, когда из-за холодов собирались не на улице, а в избе.

Что же такое вечёрки, и почему это движение нынче ширится всё больше и больше по всей стране? Прежде во всех губерниях России в течение всего года, за исключением многодневных постов, молодёжь, а где-то и степенные отцы и матери семейств собирались на эти гуляния. На вечёрках проводили досуг, знакомились, присматривали себе или своим детям возможную пару для создания семьи, веселились, состязались, а самое главное в непринуждённо-игровой форме постигали основы традиционной культуры, учились песенно-танцевальному мастерству, оттачивали его. Собственно именно эти особенности вечёрок как средства быстрой и демократичной трансляции традиционной культуры в современную действительность и привлекли сегодня внимание специалистов в области фольклора и этнографии, сферы массово-культурной, досуговой и образовательной деятельности. Результат оказался успешным. Сегодня во многих регионах России вечёрки не просто возрождаются, но и приобретают огромную популярность среди взрослых и молодёжи, выполняя также роль семейного и клубного досуга. В обеих наших столицах, на Урале, в Сибири и в южных губерниях нашей страны уже по полтора-два десятилетия коллективы, занимающиеся традиционной культурой, не устают проводить большие и маленькие вечёрки, куда привлекается немалое число молодёжи.

До слёз печален тот факт, что в современном обществе продолжаются процессы, углубляющие дефицит межличностного общения – мы всё больше и больше вместе со своими детьми оказываемся втянутыми во всемирную паутину и чахнем перед мониторами, растрачивая свои жизненные силы в обмен на виртуальный мираж. Но предлагаем ли мы, взрослые, своим подросшим детям хоть какую-то альтернативу? Тратим ли мы свое собственное время на то, чтобы придумать, реализовать и вовлечь их в подобного рода проекты и вместе с ними повеселиться от души? Говорю это вовсе не от желания прочитать нотацию, а потому, что больше всего меня поражают горящие глаза детей и вполне взрослых девушек и солидных молодых людей и тот неподдельный интерес, с которым они играют в самые незатейливые народные игры или выплясывают какой-нибудь краковяк. Может быть, именно такого энергичного посыла от нас, взрослых, и не хватает детям для того, чтобы найти в себе силы оторваться от всех мнимых виртуальных удовольствий.

Итак, что же такое вечёрка? Это в первую очередь, конечно, праздник, но такой, на котором не тебя веселят, а ты веселишься сам. Вечёрку не назовёшь и обычным концертом, и простым танцевальным вечером, потому что вечёрка – это целое сплетение песен и частушек, перемежающихся с традиционными народно-бытовыми танцами, парными плясками под гармонь или балалайку, степенными хороводами и молодёжными поцелуйными играми. Что отличает возрождающиеся вечёрки и хороводы от дискотек и пресловутых ночных клубов? Это во-первых, общность всех участников акции, во-вторых, здоровый и принципиально трезвый настрой и, в-третьих, обучающий момент. И важно, что осваивается на вечёрках не чья-то хореография и культура, а своя, родная. Знаменательно и то, что эти досугово-развлекательные вечера рассчитаны не только на узкий круг «фанатов» фольклора, но и на самый широкий круг участников. На вечёрку может прийти любой желающий, ибо на вечёрке, как и в прежние времена, нет разделения на сцену и зрителей, нет барьера – все участники. И не беда, если не знаешь песен и танцев. Нужно, чтобы кто-то знал, как петь, кто-то умел танцевать и мог просто и доступно объяснить и показать это другим. То есть вечёрка – это всегда открытая площадка, где есть более умелые и менее умелые, но желающие к ним присоединиться. Слова и движения учатся по ходу дела. В народной песне текст почти всегда повторяется дважды, ибо в отличие от академического искусства народные музыкальные формы изначально устроены так, чтобы в них мог включиться любой, было бы желание.

Таким образом, вечёрки сегодня выполняют свою прежнюю задачу, становясь своеобразной демократичной школой обучения всех желающих русскому народному танцу, да и песне тоже. И это очень важно, потому что сейчас в том числе в молодёжной среде особенно остро ощущается потребность выразить свою этническую идентичность, которой лишены наши современники. С каждым годом увеличивается число молодёжи, живо и глубоко интересующейся национальными корнями, национальной традиционной культурой. Вопрос – что мы им можем предложить: эстрадный псевдорусский лубок, навязанные нам в советское время стереотипы и вызывающие справедливое неприятие подделки в стиле культпросвета и народного хора, современное превдоязыческое творчество или подлинное звучание народной песни, подлинную форму бытового танца, подлинный облик народного костюма?

Когда-то Федор Михайлович Достоевский сказал: «Насколько ты православный – настолько ты и русский». Из этого следует, что между этими понятиями нет разницы. И если русский – это православный, то каждый православный должен быть русским. Но что значит быть русским? Ведь, чтобы быть русским, человек должен знать, понимать и любить своё, русское – природу, обычаи, традиционные песни, танцы, одежду, духовную и материальную культуру. Причем не нивелированную в общерусском стиле, что нам десятилетиями предлагает культпросвет, а со всеми характерными особенностями именно того региона, в котором мы проживаем, ибо из небольших черт каждой области складывается картина нашей огромной Родины.

Знание русской традиционной культуры можно назвать ключевым условием формирования исторической, столь актуальной сейчас гендерной, национальной идентичности для наших соотечественников. Быть идентичным, значит быть кем-то – мужчиной или женщиной, отцом, представителем своего рода, русским, татарином или украинцем – это базовое основание, базовое свойство, без которого не может существовать личность. В современном западном обществе с его либеральными ценностями своей открыто проявляемой национальной или религиозной принадлежностью вы можете морально травмировать представителей других национальностей, других религий, и даже атеистов. На Западе сейчас активно стираются границы между мужчинами и женщинами – ведь своей нормальной половой ориентацией вы можете морально травмировать людей, состоящих в однополом браке, и потому вместо слов «отец» и «мать» вас могут наименовать в документах вашего ребенка «родителем №1» и «родителем №2». На фоне масштабного процесса глобализации стираются границы между государствами, но, что еще страшнее, теряет свои границы человеческая личность.

И в наших руках ключ к решению этих серьезных и многогранных проблем. Нужно укреплять и развивать разрушенную и оболганную, но уже возрождающуюся взаимосвязь традиционной русской культуры и православия, ибо кто еще, кроме Церкви, поддержит русскую идею, русский дух?

Несколько слов о нашем серпуховском опыте. Священным местом  для каждого серпуховича издревле является Соборная гора – отсюда начинался наш город. Поэтому всегда хотелось привлечь максимум внимания к этому месту, оживить его, наполнить его такими традициями, на которые будет отзываться человеческая душа. Естественно, что окраска этих праздников должна была бы соответствовать месту, быть, так сказать, аутентичной окружающей обстановке. Поэтому мы и увидели выход именно в возрождении народных праздничных традиций. Появилась идея проведения летних Троицких гуляний близ Троицкого же собора Серпухова. Очень хотелось, чтобы в престольный праздник нашего древнего собора, где веками возносилась молитва о благостоянии нашего града, в преддверии лета, проходило яркое запоминающееся гуляние. Во многих русских местах, там, где Троица – престольный праздник, существовали разные традиции празднования этого дня, свою задачу мы увидели в том, чтобы заложить основу, а может быть, и возродить такую традицию в Серпухове, если она была, конечно – это неизвестно, сделать «Троишные круги на Соборке» частью лица нашего древнего города. Надеемся, что в некоторой мере нам это уже удалось – потому что, начиная с 2011 года, на Соборной горе ежегодно проводятся и Троицкие гулянья, и праздник «Красная горка» и хороводы в день города с привлечением самой широкой неподготовленной аудитории. А во всё остальное время года мы проводим вечёрки, если позволяет погода – на улице, а нет – в помещении.

Являясь уникальной «школой» взаимопонимания и фольклорного сотворчества, вечёрки и хороводы по красоте, зрелищности и энергетике не уступают место любому современному театрализованному представлению. Исчезнув из активного бытования, традиционные формы молодёжного досуга – вечёрка и хороводы – сегодня вновь стали культурной реальностью (а не заорганизованными мероприятиями), вовлекая в своё пространство всё новые силы. Для их участников они предоставляют уникальные возможности стать сопричастным культурному опыту предков, становятся праздниками единения, их отличительные качества – инновационность и этническая достоверность. И потому отрадно, что молодежные вечёрки как форма организации этнографических программ, как форма организации досуга молодёжи  активно возрождаются сейчас пусть пока еще достаточно локально. И всё же нельзя не отметить, что таких центров появляется всё больше и больше – в Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Красноярске, Томске, Новосибирске, Вологде, Твери, Саратове, Норильске, Тольятти, Астрахани, а теперь и у нас в Серпухове.

 


© Троицкий собор города серпухова, 2006-2012