О Таинстве Крещения

Крещение есть таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело Церкви и ее торжество. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику святой Пасхи и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение, происходило тоже в храме. Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетания Христу и, наконец, исповедание православной веры.
Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла — диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: “Именем Моим будут изгонять бесов” (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел Богочеловек Иисус Христос и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.
Самое таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия — троекратного погружения крещаемого в воду. Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом — основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее — символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.

В случае крайней (смертной) нужды Крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин, в силу принадлежности его к “царственному священству”, то есть к Церкви. Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученическою смертью.

Кто такие “оглашенные”?

Предположим, что ты интересуешься христианством, открывал Библию, что-то слышал о Церкви. Но в храм еще не ходил, хотя мысли об этом уже появлялись. При этом ты еще не крещен, или, скажем, крещен в младенчестве, но без видимых последствий. Допустим, что ты наконец решился и пришел в ближайший храм поговорить о крещении. Тогда ты — оглашенный.

Каково происхождение слова “оглашенный”? В древней Церкви желающий креститься приходил к епископу (или священнику) и заявлял о своем желании. В свою очередь, епископ гласно, открыто объявлял в храме о том. что такой-то хочет принять крещение и войти в нашу церковную общину. Эта процедура и называлась оглашение.

Раньше имя пришедшего записывалось в особые списки для ежедневного поминовения, и община начинала молиться о нем. А сам оглашенный готовился ко крещению под водительством наставников в течение долгого времени (иногда несколько лет).

Раньше оглашенный открыто объявлял о своем намерении стать членом Церкви и поэтому мог постепенно войти в жизнь прихода. Так, например, оглашенные посещали богослужения (правда, не все), участвовали в совместных трапезах и в приходских делах. В наше время, к сожалению, подобное — великая редкость.

Если можно уподобить крещение рождению младенца, то оглашение — это своего рода нахождение в материнской утробе, только матерью является тут вся Церковь.

В первые века христианства крестили только взрослых, во всяком случае, достигших достаточного возраста, чтобы принимать сознательные решения. Но одной гражданской зрелости мало. Надо же иметь информацию о вере, в которую собираешься обратиться, чтобы решение твое было свободным. Изучение основ веры перед принятием таинства Крещения называется оглашением, а люди, приступающие к изучению — оглашенные.

Оглашенному необходимо приблизиться к осознанному пониманию, Кто есть Христос и зачем креститься вообще. Оглашенный находится под воздействием призывающей благодати, и многое ему дается легко и воспринимается радостно.

Что нужно знать готовящимся ко Крещению (оглашаемым)?

На стадии оглашения, как впрочем и на любой другой, могут встретиться две крайности, способные помешать нормальному вхождению в Церковь.

  1. Некоторым, желающим быстрее принять крещение, может показаться, что никакое оглашение вообще не нужно. “Вот крестимся, и тогда во всем разберемся” — думают они. Но оглашение есть именно подготовка ко крещению, к сознательному полному вхождению в церковную жизнь. Что бы мы подумали о спортсмене, заявляющем: “Вот выиграю соревнование, а потом буду тренироваться”?
    Опыт показывает, что отказавшись от подготовки ко крещению, человек отодвигает свое воцерковление на неограниченно долгий срок, часто на всю жизнь, и так и остается всего лишь формально крещеным. Один опытный священник называл таких верующих “мертворожденными членами Церкви”. Страшное определение, но соответствующее положению дел.
  2. Есть и те, кто готовы бесконечно углубляться в церковные книги, изучая всевозможные тонкости, но так и не могут сделать решительный шаг ко крещению. Они “еще не готовы”. Часто они ждут какого-то особого знака, сигнала к действию, не замечая, что он уже был дан, когда они впервые услышали о Христе, взяли в руки Евангелие, или случайно зашли в храм.
    Да и важнейшие христианские истины открываются только внутри церковной ограды. Потому что они — не теоретические положения или доказуемые факты, а практические реалии, которые надо опытно пережить.

 Ты должен знать и понимать Символ Веры.

Символ Веры — это краткое изложение основ христианской веры, принятое полнотой Церкви и неизменно передающееся от поколения к поколению христиан. Из Символа Веры мы узнаем, например, что:

  • Мир произошел путем творения его Богом из ничего, а не в результате “слепой случайности”. Бог христиан — это не одинокий деспот и не абстрактный Ум, а Троица Лиц, объединенных общей природой и общей любовью.
  • Иисус Христос — Истинный Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, ради спасения и искупления рода человеческого принявший человеческую природу во всей её полноте, кроме греха, т.е. родился, рос, развивался, как всякий человек, однако рождение Его было вышеестественным (от Св. Духа и Девы).
  • Пришествие Христа состоялось с одной целью — спасение людей от греха (под грехом вообще понимается оторванность от Бога).
  • Иисус был подвергнут страшной казни — распятию, умер на Кресте, но на третий день воскрес из мертвых.
  • Человеческая природа Христа вознесена Его земными делами на высоту Божественной жизни, т.е. обожена.
  • В истории человечества действует Святой Дух — третье Лицо Троицы, предавая всему существующему жизненную силу и самобытность.
  • И многое другое…

Символу веры всегда придавали огромное значение, его формулировки тщательно отточены и не требуют никаких изменений. Это — то, во что верили христиане всегда и повсюду.

 Ты должен знать и понимать смысл чина Крещения.

Жизнь христианина начинается с плевка.
С плевка в лицо сатане. Троекратного. Ты должен осознанно это сделать: “отрицаюсь тебя сатана и дел твоих, плюю на тебя и твои предложения”. Итак, ты должен принимать непосредственное участие в крещении, а не стоять как деревянное полено, над которым что хотят, то и сделают. Ты должен знать слова отречения и понимать, что ты вслух сам отрекаешься от сатаны и дел его, плюешь ему в лицо, восстанавливая диавола против себя. Одновременно ты просишь защиты у Бога, становясь Его воином. Священник читает запретительные молитвы, в которых запрещает духам тьмы безнаказанно нападать на чадо Божие, которым ты теперь являешься. Сатана уже не сможет приблизиться к тебе, если ты сам его не позовешь. Как позовешь? Теперь лишь совершая грех, ты добровольно открываешь злым духам дорогу в себя.
Теперь ты член Церкви и у тебя есть заступники, молитвенники и ходатаи, к которым ты можешь обращаться, и за тебя молится вся Церковь. Теперь ты часть Тела Христова, а когда какая-то часть тела болеет, то все тело о этой части страждет и помогает ей.

Молись.

Что такое молитва? Молитва это плач о своем несовершенстве, о своей бессовестности, о том, как ты обижаешь, очерняшь других, как предаешь, обманываешь и убиваешь даже детей — плач обо всем этом. Несмотря на то, что ты еще не крещен, пробуй молиться. Пробуй чувствовать на молитве то же самое, что чувствовали наши предки, которым на сердце пришли слова, которые ты за ними повторишь:

  • “Отче наш…” (этой молитве научил Сам Христос);
  • “Богородице, Дево, радуйся…” (это слова архангела Гавриила, прошений не содержит, только славословие);
  • “Боже, милостив буди ми грешному” (вот и вся молитва, она очень коротенькая, это молитва мытаря);
  • троекратное “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас” (это песнопение ангелов, которые слышал один мальчик из Помпеи);
  • “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго” (это Иисусова молитва, тоже коротенькая, оставлена нам отцами-пустынниками);
  • и имей ввиду, что произнесенное от серца “Господи, помилуй” — это тоже молитва.

Не ищи удовольствия в молитве, ищи только понимания того, о чем ты молишь. Старайся понимать на молитве каждое слово и что эти слова означают вместе. Бог дает молитву молящемуся — поэтому понуждай себя. Царствие Божие силой берется и употребляющие усилия завоевывают его. Молись понемногу, но почаще, как тебе по силам.

 Священная история.

О многих являениях мы знаем только потому, что нам о них кто-то рассказал. Например, о законах физики или исторических деятелях прошлого. Очень важно, чтобы о Христе нам рассказали именно те, кто Его действительно хорошо знал и был в числе Его друзей. Таковы авторы Евангелий и других книг Нового Завета.
Книги Нового и Ветхого Заветов вместе называют Священной Историей (или Священным Писанием). Историей — потому что записанное в этих книгах действительно происходило (происходит) на земле. Священной — потому что одним из действующих лиц является Сам Господь Бог. Ясно, что Его действия в истории не так просто описать, как деяния какого-нибудь полководца или политика. Поэтому Священные Книги написаны особым языком, характерной чертой которого является образность.

Духовная реальность часто не может быть описана на языке повседневных понятий, поэтому авторам для ее выражения приходилось использовать образы, сходные с теми, что встречаются, например, в поэзии.

В общих чертах Священная История — это история взаимоотношений Бога и человека, Бога и человечества. На Божий призыв к человеку следует либо принятие, либо отказ. В случае отказа человек обрекает себя на безбожное существование в мире, полное страхов и скорбей. Откликаясь на зов Бога человек воодушевляется благодатью и превосходит самого себя в своих творениях. Библия — это история таких отказов и таких принятий, история реально пройденных человечеством истинных и ложных путей.
Библия включает в себя Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет более не действует, он представляет собой научно и религиозно-исторический интерес: космология, религиозная философия и антропология, нравственность, апологетика мессианства Христа (на основании только ветхозаветных пророчеств о Христе можно почти полностью воссоздать Евангелие) и проч. О соблюдении ветхозаветных заповедей христианину и говорить-то стыдно, это само разумеется и не является предметом христианства, призванного к несравненно более высшему. Мы знаем, как говорил Христос: “…вам сказано, а Я говорю вам…” — это Он говорил о старом завете, давая новый. По существу, Ветхий Завет — это история грехов богоизбранного народа, осыпаемого великими и богатыми Божьими милостями, народа, избивающего божьих пророков и наконец казнившего Его Самого. Историю этого народа знать чрезвычайно полезно и поучительно, чтобы не повторить его ошибок, но не более того.

Вот вкратце этапы развития человеческого духа:

  • Доветхозаветные времена — “за каждую обиду семерых убью” (по крайней мере, воспрещается безосновательное убийство, но справедливость попрана жестокостью);
  • Ветхозаветные времена — “око за око, зуб за зуб” (запрещается превышение ответного вреда);
  • Новозаветные времена — “возлюби врага своего” (запрещение мести, попрание справедливости заменой её милосердием).

Христиане живут по Новому Завету. Православные христиане не имеют личных врагов. Врагов страны, правда, бьют до победы, а врагов веры, если надобно — до смерти, потому что имеют заповедь умереть за други своя.

О любви к Богу.

Оглашенному надо знать конечную цель христианина: возлюбить Бога. А Кто такой Бог? Ты ведь не можешь любить Того, Кого не знаешь… Верно. Поэтому прочти Евангелие теперь вот с какой точки зрения: так Господь возлюбил людей, что прислал Сына Своего единородного, чтобы Он рассказал людям и показал Сам, что надо сделать, чтобы спастись. Сам Господь умалился до человека, принял на себя неложно человеческую природу (кроме греха), согласился терпеть и голод и холод, и преследования и мучительную позорную смерть — чтобы спасти людей. По крайней мере, такого Бога можно хотя бы уважать.

Любить Бога — это несложно. Для этого надо не просто признавать Его существование, а постоянно помнить о Нем и пытаться исполнять волю Его, как мы помним и исполняем волю иных наших ближних: судьи ли, работодателя, отца или матери. Воля же Господа — в Его заповедях, в Новом Завете, в Евангелии. Любить Бога означает жить, работая над собой и своими немощами. Любить Бога означает любить добро ради самого добра, даже когда оно тебе не нравится (да-да!) и делать его не хочется. Такое единственно истинное добро называется добром ради Христа.

Так как воля Божия заключается, в частности, в спасении всех людей, то тот, кто хочет любить Бога должен вначале полюбить не только самых близких и родных, но и всех, с кем его сталкивает жизнь. Из Библии мы узнаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Это значит, что в каждом из нас, иногда глубоко внутри, живет печать Божия. Только поверив и узнав это, можно действительно возлюбить грешного человека, видя все его недостатки.

Как проверить себя, истинно ли ты любишь Бога? Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Иоан.4:20).
Что же делать, если ты еще не совершенен в любви к ближнему? Не отчаиваться, а тренировать себя в этом. Просто пытайся сострадать ближнему, а дальше Господь управит. Почаще вспоминай золотое правило: Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Христианин — человек, осознавший Христа своим идеалом. Значит, христиане должны стремиться подражать Христу в кротости, в делах, в мужестве, в милосердии, в смирении, в любви. Христиане первых веков были образцом для других. Часто глядя на их мужество в гонениях, на их честные и братские отношения между собой, вчерашние язычники уверовали во Христа, давшего такие добродетели Своим ученикам.

Ясно осознай, что быть христианином — не значит выйти из мира и искать каких-то высоких переживаний (как многим кажется), это значит жить в этом мире и быть для окружающих опорой и помощью. Так и просветится свет ваш пред людьми.

Господь сказал о любви к Себе ясно и просто. Да так сказал, что до сих пор мало кому нравится. Не о любви разгоряченной крови и нервов сказал Господь, не о страсти, подобной плотской, и не о слепом восторге и поклонении — ах! ах! я люблю Бога! — нет. Вот что Он сказал: “Кто хранит Мои заповеди и кто исполняет их, тот и любит Меня. Того, кто любит Меня, полюбит Мой Отец, и Я тоже буду любить его и открою Себя ему” (Иоан.14:15, 21, 23).
Тот любит Бога, кто исполняет заповеди Его. Где узнать о заповедях? В Евангелии: не поленись, прочти.
Вот так и пытайся любить Бога, читатель. На путях исполнения Его заповедей (то есть отказа от греха) приобретается к Нему любовь. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2 ), то есть будете любить Бога.
А на практике надо начать со стяжания страха Божьего.

О любви.

Хорошо бы перед тем как приступить к христианской жизни, попытаться хотя бы в общих чертах, доопытно, определиться с тем, а что такое любовь и как надо любить ближнего. А то все кругом только и делают, что говорят о любви, любой сектант или индуист (особенно тантристы) с ходу согласятся, что любовь — это хорошо. Правда, а что они вкладывают в это понятие? Апостол Павел, старый и лысый, хромой и некрасивый, в свое время написал письмо своим братьям по вере, живущим в Коринфе, и которое с тех пор известно как гимн любви. Вот что такое любовь:

“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

Вот к какой любви призывает христианство.

Материал взят с сайта “Незнакомое Православие”.

 


© Троицкий собор города серпухова, 2006-2012