Занарье и Владычная слобода

Как мало мы сегодня ходим пешком, даже по родному городу. Спешим, мчимся, не замечая в окно автомобиля, как меняется (не в лучшую сторону) облик нашего древнего города, как семимильными шагами уходят с его улиц признаки старины. И хорошо если только нелепыми пластиковыми окнами смотрят на нас наши старожилы, но ведь безвозвратно исчезают с серпуховских улиц старые дома, попираемые бетонными соседями-гигантами…  В нашем проекте “Прогулки по старым серпуховским улицам” мы предлагаем вам семь маршрутов, пройдя которыми вместе с сотрудником Серпуховского музея Андреем Пилипенко, вы наверняка узнаете что-то новое о тех улицах, к которым привыкли с детства. Кто-то просто притормозит, выйдет из своего автомобиля, приглядится к чему-то внимательнее, а кто-то, быть может, сделает и более серьезный шаг к сохранению неповторимого облика нашего любимого Серпухова!

Пешком по улицам Карла Маркса и Октябрьской

Андрей Пилипенко

С ранних пор существования г. Серпухова его занарская часть активно заселялась – и не только в приречной, но и в самой возвышенной части берега Нары: там, где ныне проходит ул. Карла Маркса. К началу ХХ столетия она носила имя Верхней Казённой, а ещё за полвека до того — называлась Козьмодемьянской: по посвящению церкви, с незапамятной древности и до 1700-х гг. стоявшей на месте нынешнего Сретенского храма.

Козьмодемьянский переулок, впоследствии улица, впервые был упомянут в самом раннем из дошедших до нас описаний Серпухова: в  Сотной  кн. В.С. Фуникова1552 г.. Тогда в этой части Серпухова было уже многолюдно: около полусотни дворов тянулись по высокому берегу Нары на север от церкви Свв. Козьмы и Дамиана. Кроме того, к западу от храма, «в поле», лежала  Козьмодемьянская слободка, тогда оставленная жителями. Значит, и в столь раннее время у этого городского района было собственное прошлое – и даже более благополучное, чем настоящее. А поскольку местный церковный центр посвящался  мученикам Козьме и Дамиану, то можно полагать, что первыми жителями здесь были кузнецы – в Древней Руси Свв. Козьма и Дамиан считались покровителями кузнечного ремесла.

Мы начнём  прогулку по ул. К. Маркса от стен комбината Красный текстильщик. На этих местах: западнее Богоявленского конца — в старинных документах обозначена «слободка, что была за татарами»; «была», очевидно, ещё на рубеже XV/XVI вв.: когда Серпухов дважды, в 1496-1502 гг. и в нач. 1530-х гг. — отдавался московскими государями в управление бывшим казанским ханам.

На перекрёстке с ул. Энгельса, прежде – Покровской, нам стоит повернуть направо — и полюбоваться архитектурою храма Покрова Богородицы. Церковь с таким посвящением на этом месте была, по крайней мере, с 1552 г.. Нынешнее здание: постройки 1721-1723 гг., увенчанное стройной полусферою купола – прекрасно, несмотря на свою ветхость. При храме — приделы во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Св. Сергия Радонежского: слева от  западных дверей можно видеть белокаменную плиту с именем почётного гражданина Сергея Григорьевича Зубова, перестроившего церковное здание в 1833 г.. От того же времени напротив: №№ 6а-6в по ул. Энгельса — сохраняется ансамбль жилых домов церковного причта: в центре, под фронтоном — дом настоятеля и два боковых флигеля (правый из которых,  к сожалению, «закован» в сайдинг и металлочерепицу).

Но вернёмся на ул. К. Маркса / Козьмодемьянскую. В древнем Серпухове это был один из примечательных районов. По данным переписи 1646 г. здесь, возле храма «Николы-в-Будках», находились дворы, принадлежавшие знатнейшим лицам: боярам Лыковым, кн. Голицыным, Долгоруковым и Дашковым. Чуть южнее жили «кормовые иноземцы»: военные и другие иностранные специалисты, состоявшие на царской службе в нашем городе. Таковых было немало, причём звали их чисто русскими именами и прозвищами. Частью это были славяне, выходцы из Польши или Австрийской империи – но и вообще не заметно, чтобы  в серпуховской среде сер. XVII в. иноземцы считались изгоями: жилища их стояли вперемежку с дворами коренных посадских, а один из приезжих, «Иван Романов сын прапорщик» даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева  сына, уроженца г. Тарусы.

Свидетелем более поздних времён остаётся дом № 65 по ул. К. Маркса. Сто лет назад он принадлежал Шилову, главному бухгалтеру предприятия купцов Коншиных. Двухэтажный: на каменном основании и с резным деревянным верхом – дом представляет собою характерный образец жилья зажиточного серпуховича кон. XIX – нач. ХХ вв.. И следующий квартал украшен подобным же зданием (ул. К. Маркса, № 55) – напротив которого расположен храм Сретенья Господнего.

Храм этот имеет приделы во имя Толгской иконы Божией Матери и Свв. бессребреников Козьмы и Дамиана (последний же напоминает об известном нам Козьмодемьяновском храме, что с давних пор стоял на этом месте). Основное церковное здание: возведённое в 1702 г.- сходно с архитектурою московских церквей XVII в.; алтарная его часть особенно впечатляет гармоничной весомостью объёмов. В 1813 г. была пристроена просторная и светлая трапезная, а в 1833 г. – грандиозная двухъярусная колокольня, занимавшая проезжую часть нынешней ул. К. Маркса. Время не пощадило этот великолепный памятник, а его реставрация с очевидностью требует не только огромных затрат, но и самых радикальных градостроительных решений…

Здесь можно увидеть современный интерьер Сретенского храма и его разрушенную трапезную часть.

Вскоре ул. К. Маркса подводит нас к окраине старого Серпухова. Свернув направо по ул. Октябрьской, мы попадаем на земли Владычной монастырской слободы – которая была включена в состав города только с 1 марта 1926 г.. Другое старинное название данной местности: Деревенька – сохранилось поныне в имени улицы Деревенька, отходящей на восток от ул. Октябрьской.

Без сомнения, это одна из древнейших населённых территорий в пределах современного г. Серпухова. Археологами здесь были раскопаны селище и могильник нач. II тыс. н.э., а в урочище Бор (ныне Серпуховский военный институт Ракетных войск) в1924 г. был найден клад славянских серебряных украшений XII-XIV вв.. Можно думать, что именно здесь: в низовье р. Нара – находилось селение Нарунижьское: которое упоминается в княжеских грамотах до сер. XIV в. — и исчезает из них, вероятно в связи с тем, что кн. Владимир Андреевич подарил его своему наставнику, митрополиту Алексию – который в1360 г. основал поблизости Владычный (Введенский) монастырь.

Владения монастыря постепенно росли: во 2-ой пол. XVII в. здесь уже различались три подмонастырских слободы: Верхняя, Нижняя и Новоприбылая. В 1764 г., в связи с повсеместной секуляризацией: изъятием монастырских имений светской властью – владычненские земли были пожалованы генералу Андрею Васильевичу Гудовичу – но свои лесные угодья  монастырь получил назад, в 1-ой пол. XIX в..

Крестьяне Владычной слободы издавна отличались предпринимательской активностью. Во 2-ой пол. XIX в. здесь развивается мыловаренное производство – улица, ведшая в слободу берегом р. Нары называлась Мыларная. Тонкие ткани: мадеполам, муслин и батист — вырабатывала Занарская прядильно-ткацкая фабрика Н.А. Беляева; в 1900 г. она перешла в руки швейцарского акционерного общества, которое вскоре, первым из серпуховских предприятий, внедрило на производстве электричество. Уроженцем Деревеньки был и Николай Иванович Варгин – память о котором до сих пор хранит не только Варгинский мост, но и Варгинская больница. Начало ей положили  хирургический (16 коек) и инфекционный (8 коек) стационары, устроенные на средства купца в бору близ слободы, в феврале 1906 г.. По пути из Владычной слободы к больнице был ещё выстроен Варгинский посёлок — севернее которого в нач. ХХ в. располагался городской ипподром…

В годы 1-ой мировой войны на просторных монастырских лугах (там, где в XVI-XVII вв. собиралась на отражение крымских набегов московская рать) был устроен учебный аэродром для подготовки экипажей тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика «Илья Муромец». Созданный при участии конструктора «Муромцев» Игоря Ивановича Сикорского, он просуществовал вплоть до 1918 г.. В августе же 1920 г. на его базе в Серпухове открылась Школа воздушной стрельбы и бомбометания («Стрельбом»), занявшая территорию Владычного монастыря — одним из её курсантов был прославленный впоследствии лётчик Валерий Павлович Чкалов. В 1927 г. кадры и авиатехника серпуховской школы переведены в Оренбург на формирование там лётного училища (именно его выпускниками рекомендуются командиру молодые пилоты в кинофильме «В бой идут одни «старики»). С февраля 1941 г. в стенах Владычной обители вновь разместилось училище ВВС – теперь  готовившее уже не лётчиков, а техников: Московская военная авиационная школа механиков спецслужб. Двадцать лет спустя широкий инженерный профиль этого учебного заведения позволил передать его в состав Ракетных войск стратегического назначения: к 1962 г. оно переформировано в Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск (СВВКИУ РВСН); с 1998 г. это Серпуховский военный институт Ракетных войск.

 


© Троицкий собор города серпухова, 2006-2012