Правым берегом Нары

Как мало мы сегодня ходим пешком, даже по родному городу. Спешим, мчимся, не замечая в окно автомобиля, как меняется (не в лучшую сторону) облик нашего древнего города, как семимильными шагами уходят с его улиц признаки старины. И хорошо если только нелепыми пластиковыми окнами смотрят на нас наши старожилы, но ведь безвозвратно исчезают с серпуховских улиц старые дома, попираемые бетонными соседями-гигантами…  В нашем проекте «Прогулки по старым серпуховским улицам» мы предлагаем вам семь маршрутов, пройдя которыми вместе с сотрудником Серпуховского музея Андреем Пилипенко, вы наверняка узнаете что-то новое о тех улицах, к которым привыкли с детства. Кто-то просто притормозит, выйдет из своего автомобиля, приглядится к чему-то внимательнее, а кто-то, быть может, сделает и более серьезный шаг к сохранению неповторимого облика нашего любимого Серпухова!

Пешком по Пролетарской улице

Андрей Пилипенко

Район Занарья, наряду с Соборной горой и посадом – древнейшая часть города Серпухова. Если левый берег р. Нары, с его холмами и обрывами, издавна служил естественной крепостью, то более отлогий правый берег лучше подходил не для обороны, а для мирного житья. Там селились ремесленники: занятые работой нелёгкой и в большой мере опасной – при необходимой помощи огня и воды. Нынешняя ул. Пролетарская: проходящая вдоль Нары из конца в конец г. Серпухова — сто лет назад звалась Нижней Казённой: храня память о когда-то живших здесь казённых — т.е. обязанных работою на казну, государство — кузнецах. Их дворы появились за Нарою где-то между 1552 и 1646 гг;  эти мастера обслуживали серпуховской кремль — ремонтировали вооружение, готовили про запас ядра и порох (уже в XVI в. в Занарье была и Зелейная, т. е. пороховщиковая, слободка). Так оба берега реки жили единой, неразрывной жизнью.

Сегодня ул. Пролетарская начинается около Варгинского моста. Хотя этот последний и был в своё время переименован в мост Ленинского комсомола — прежнее его название удержалось в памяти и речи серпуховичей: по имени купца Николая Ивановича Варгина, который в1900 г. выдал 60 тыс. руб. на строительство первого постоянного моста через Нару. Чугунные мостовые конструкции были изготовлены на Коломенском машиностроительном заводе и смонтированы на месте под руководством инженера Ю.М. Узембло. Открытие моста (который горожане прозвали также «железным») состоялось 24 июля1901 г.. С честью прослужив нашему городу более ста лет, Варгинский мост был демонтирован – и в2005 г. воссоздан вновь, в железобетоне.

Жилая застройка Пролетарской ул. доныне сохраняет целый ряд примечательных зданий:  дом №12 в стиле модерн – двухэтажный, со срезанным углом; классицистический особняк купцов Ворониных: № 27/3 — построенный  по образцовому проекту на руб. XVIII-XIX вв.; могучие пилоны его парадных ворот  декорированы изящного рисунка нишами; однопалатные дома XVIII столетия: №№ 23/4, 44, 48/2 — представляющие оригинальный тип старинного русского жилища, т.н. «каменные избы».

Особенно богат исторической памятью участок Пролетарской, лежащий вдоль Нары выше Шуруповского моста. В1552 г., согласно сохранившейся описи г. Серпухова, на этом месте находились Благовещенская слобода (название которой –  единственное свидетельство о храме Благовещения, как видно, стоявшем здесь более четырёх с половиною веков назад) и, севернее – Богоявленский конец, центром которому служила Богоявленская церковь, сохранившаяся поныне. Именование городской окраины «концом» вообще типично для древнего Серпухова (вспомним Острый конец, расположенный напротив, на левом берегу Нары) — и кажется следом псково-новгородского влияния. Не появились ли оба этих названия в последней четверти XV в.: когда Иван III, включив северные республики в состав московских владений, активно переселял их жителей в центр своего княжества? Основным занятием серпуховичей на Богоявленском конце издавна был кожевенный промысел; с сер. XVII в. его возглавляли купцы Астаповы — действующим преемником предприятия которых сегодня служит серпуховской кожзавод «Труд».

Близость реки, необходимая для выделки кожи, возможно, определила когда-то и выбор посвящения местного приходского храма: это Богоявление — Крещение Господне. Первое историческое упоминание о Богоявленской церкви относится, как уже говорилось, к1552 г.; здание же, существующее ныне, построено в 1713. Правый придел: во имя Рождества Богородицы – посвящён празднику, особенно чтимому в Московской Руси (в день его, 8 сентября, была одержана Куликовская победа); возможно, что такой престол был в данном храме изначально. Левый же придел, во имя Св. Димитрия Ростовского, был устроен в1760 г., вскоре после канонизации этого святителя (1757 г.); на средства купца Алексея Ивановича Астапова. В1930 г. Богоявленская церковь была закрыта; здание её занимает клуб Суконной фабрики. С ноября2006 г. в храме, перестроенном в советские и постсоветские годы почти до неузнаваемости, возобновлено Богослужение.

Здесь можно увидеть, как выглядит современный интерьер Богоявленского храма.

Богоявленская церковь – единственный в обозреваемой нами части Серпухова православный храм, причём долгое время располагавшийся на самой окраине: городском «конце». Зато приход Богоявления был весьма обширен: по меньшей мере, с сер. XVIII и по нач. ХХ в., помимо ряда серпуховских дворов, разбросанных по всему городу на двух берегах Нары, он включал в себя и целую группу сельских мест, лежащих на северо-запад от города, вверх по правому берегу реки почти до самого Рай-Семёновского — сельца Глазечня, Пущино, Гавшино, Злобино, Тверетиново и Мокрово. От самых дальних из пунктов своего прихода Богоявленский храм был отдалён на семь верст (ок.7,5 км.).

Ещё в сер. XIX в. северная граница г. Серпухова проходила на уровне современного Нового моста через Нару; напротив его на правом берегу лежит пустырь – в прошлом городской выгон. Здесь можно видеть заросший бурьяном холмик — развалины старинной часовни, о которой старожилы рассказывают, что в советские годы её стены занимала керосиновая лавка — но местные женщины помнили о священном значении этого места и обычно прикладывались к старой липе, растущей рядом. Из старинных же документов мы знаем, что эти места уже в1629 г. были связаны с памятью о Захарии — жившем здесь благочестивом отшельнике, который был убит злодеями. Сначала крест на его могиле, а затем построенная здесь Захарьевская часовня пользовались всенародным почитанием. При этом в нач. 1840-х гг. серпуховскому Богоявленскому храму приписана некая часовня, стоявшая на выгонной общественной земле. Сопоставив все эти факты, мы полагаем, что ею и была достопамятная Захарьевская часовня – и что руины её сохраняются чуть южнее дома № 7а по ул. Красный текстильщик.

«Красный текстильщик» — это и прядильно-ткацкая фабрика, основанная поблизости в 1860 г.: в составе ситцевого концерна купцов Коншиных. Исконное название этого производства: Новая мыза – возникло по аналогии со Старой мызою — как прежде именовалась Ситенабивная фабрика. Мимо промышленных корпусов XIX в. Пролетарская ул. приводит нас к т.н. Марьину бору. Здесь в 1906-1909 гг. была построена лечебница для персонала коншинских фабрик — ныне стационар Центральной районной больницы. В этом учреждении работал выдающийся русский хирург Сергей Сергеевич Юдин.

За речкой Чаврой, впадающей в Нару, начиналась пригородная деревня Глазечня — включённая в состав г. Серпухова только в1926 г.. История этого селения уходит корнями в XVII в., когда земли его были пожалованы перешедшим на московскую службу татарам. Интересно, что потомкам одного из подобных владетелей — Тауша Елчикова, дворянам Таушевым часть глазечненских дворов принадлежала ещё в нач. XIX в.. Основу хозяйственного развития Глазечни составили каменоломни, поставлявшие материал для промышленного и жилого строительства. В1879 г. здесь была основана красильно-отделочная фабрика Коншиных – а на её базе в1946 г. открыта Бумажная ф-ка.

Сегодня границей ул. Пролетарской — и  всей территории г. Серпухова — служит железнодорожная линия. Однако менее чем в километре за городской окраиной лежит усадьба Пущино-на-Наре: с обветшавшим, но всё ещё великолепным господским домом руб. XVIII-XIX вв. и уводящей к реке аллеей старых лип. В 1843-1847 гг. в одной из верхних комнат пущинского особняка владелицей имения Александрой Петровной Потаповой была устроена Покровская домовая церковь. К сожалению, нынешнее состояние замечательной усадьбы граничит с катастрофою. Вопрос о владельцах данного участка – а значит и об ответственности за состояние пущинских памятников — остаётся тёмным уже долгие годы. Усадебный дом безупречной архитектуры учтён как объект не всероссийского, а только регионального значения – что в плане финансирования позволяет лишь наблюдать за его медленной гибелью. И эта гибель уже совершается с очевидностью: за десять последних лет, буквально у нас на глазах – исчезли с лица земли два флигеля южного парадного двора. Вполне ясно, что в дальнейшем последствия коллективной беспечности могут здесь быть ещё более непоправимыми!

Здесь можно увидеть разрушенный  усадебный дом в Пущино-на-Наре.