До минувшего подать рукою

Как мало мы сегодня ходим пешком, даже по родному городу. Спешим, мчимся, не замечая в окно автомобиля, как меняется (не в лучшую сторону) облик нашего древнего города, как семимильными шагами уходят с его улиц признаки старины. И хорошо если только нелепыми пластиковыми окнами смотрят на нас наши старожилы, но ведь безвозвратно исчезают с серпуховских улиц старые дома, попираемые бетонными соседями-гигантами…  В нашем проекте «Прогулки по старым серпуховским улицам» мы предлагаем вам семь маршрутов, пройдя которыми вместе с сотрудником Серпуховского музея Андреем Пилипенко, вы наверняка узнаете что-то новое о тех улицах, к которым привыкли с детства. Кто-то просто притормозит, выйдет из своего автомобиля, приглядится к чему-то внимательнее, а кто-то, быть может, сделает и более серьезный шаг к сохранению неповторимого облика нашего любимого Серпухова!

Пешком по улице Красная гора

Андрей Пилипенко

Улица с неповторимым названием: Красная гора, вместе с прилегающей территорией, занимает верхнюю площадку одноимённого холма – который, несмотря на его переименование, большинство серпуховичей и сейчас зовёт по-дореволюционному: Соборной горою. Красная гора — одна из самых коротких в Серпухове улиц; всего восемь  домиков напротив Троицкого собора. И это же — пядь серпуховской земли, до предела насыщенная историческими воспоминаниями; здесь, почти не сходя с места, можно встретить следы самых разных эпох. Поэтому предлагаемый очерк станет для читателей экскурсией не столько по городскому пространству, сколько по страницам летописи древнего Серпухова…

Холм, стоящий над слиянием рек Серпейки и Нары, своими удобством и защищенностью привлекал жителей издавна. По  наблюдениям знатока местной археологии Андрея Николаевича Воронкова, сделанным ещё в 1920-х гг., это место было заселено начиная с сер. I тыс. н.э.. Недавние раскопки позволяют говорить о присутствии здесь людей, по крайней мере, со 2-ой пол. XII в.. В южной части площадки холма археологи выявили следы распашки этого времени: итак, в домонгольский период на Соборной горе было селение, но столь малое, что здесь же доставало земли и под пашню.

Полностью данный участок был заселён во 2-ой пол. XIV в., когда двоюродный брат московского князя Дмитрия: будущего Донского — Владимир Андреевич сделал «село Серпоховское» городом, центром своего удела  — причём превратил его в мощный оплот против возможной угрозы со стороны Орды, Литвы или Рязанского княжества. В1374 г. на горе строится деревянный, «дубов», кремль. Отныне Владимир Андреевич стал называться князем Серпуховским; впрочем, жил он по-прежнему в Москве, а на берега Серпейки прислал своего наместника Якова Юрьевича Новосильца. В южной части кремлёвского городища археологи обнаружили следы богатой усадьбы кон. XIV-XV вв. – возможно, что именно здесь находился наместнический двор.

Новому статусу города соответствовало строительство в Серпухове собора –  освящение которого состоялось 15 июля1380 г.: в самую пору выступления русской рати в поход против Мамая. В том, что собор освящён во имя Св. Троицы, а не, скажем, во имя Успения Богородицы: как в Москве, Коломне, Дмитрове — в большинстве городов Северо-Восточной Руси – сказалась особая связь Владимира Андреевича со Св. Сергием Радонежским: монастырь которого стоял среди владений князя. Именно в те годы Преподобный Сергий неустанно призывал Русь к почитанию Св.Троицы как образа вселенского согласия – в возражение «ненавистной розни мира сего».

Победу на Куликовом поле князь Владимир в Серпухове отметил закладкой нового храма, во имя Св. Димитрия Солунского: патрона своего прославленного брата. Церковь стояла к юго-востоку от собора Св. Троицы до пожара1669 г.; затем на её месте был построен храм Св. Николая – фундамент которого ныне расчищен и законсервирован.

Во времена Московского царства крепость на Соборной горе сохраняла значение местного административного центра. В1552 г. здесь стояли двор  воеводы, его канцелярия – «дьячья изба», арсенал, амбары с хлебным запасом; «осадные дворы» окрестных помещиков и монастырей – там в пору опасности укрывались люди и имущество. Немалым влиянием в городе пользовалось духовенство Троицкого собора. По жалованной грамоте Василия III (1514 г.), соборный протоиерей с братией получали определённую долю пошлин со всей торговли на посаде, с таможенных сборов на территории  Серпухова, а также плату за венчания по всему уезду (третью этих доходов пользовался причт церкви Св. Димитрия). Неудивительно, что стены собора  уже в XVI в. были каменными; существующее же здание построено в1696 г. старанием архимандрита московского Спасо-Андроникова монастыря Серапиона – который ранее, под именем Феодотия, был священником Троицкого собора в Серпухове.

В1556 г. царь Иван IV, прибывший в Серпухов по случаю отражения крымского набега, распорядился перестроить кремль в камне. Серпуховская крепость была сложена из белого известняка, добытого, по местным преданиям, за Окою в районе с. Подмоклово. Ограждая верхнюю площадку холма, кремль в плане представлял неправильный пятиугольник, а по архитектуре был подобен московскому Китай-городу. Толщина его стен достигала 3,5  м.; их высота – 6,5–8,5 м.. Углы крепости защищали пять башен, а длинное прясло западной стены было усилено двумя  полубашнями. Спасские ворота с северной стороны кремля представляли собой мощный узел обороны: их дополнительно прикрывала отводная стена с полубашней, благодаря чему перед воротами крепости противник попадал под трёхсторонний обстрел. Здесь же, в самой высокой точке холма, поднималась над окрестностями Караульная башня. Серпуховской кремль пережил немало осад, однако: при твёрдости его защитников — всякий раз оставался неприступным.

Значение крепости над Серпейкой в отражении постоянных для Московской Руси крымских набегов особенно велико во 2-ой пол. XVI в. – тогда именно в Серпухове  назначается сбор основным силам русской рати: Большому полку. Но граница государства постепенно отступала на юг и в1613 г. Большой полк собирался уже в Туле. В1633 г. серпуховской край пережил последнее в его истории нападение крымских татар. Вскоре крепость в глазах горожан сделалась бесполезной: после опустошительного пожара1669 г. тесовые кровли её на стенах и башнях уже не восстанавливались – а это  для белокаменной постройки означало медленную гибель под действием непогоды.

Уже в1681 г. было зафиксировано, что крепостные стены в Серпухове угрожают обвалом. В1708 г., ввиду угрозы наступления шведов с Украины на Москву, Пётр I повелел укреплять серпуховской кремль — но победа под Полтавой упраздняла этот указ. К сер.  XVIII в. крепость уже представляла собой руину. Губернские власти неоднократно приказывали разобрать обветшавшие стены — или восстановить их, используя обвалившийся камень из их же кладки — но всякий раз работы возлагалось на горожан,  а те не спешили с исполнением — и кремль оставался в прежнем виде…

До1782 г. серпуховская крепость была резиденцией городских властей. После переезда их на Калужскую ул. значение Соборной горы уже всецело исчерпывается её названием: это  местоположение собора, церковный центр города. Вся территория горы постепенно перешла во владение духовных лиц – принадлежавшие им дома частью стоят там и поныне. Среди серпуховских протоиереев замечательны о. Павел Озерецковский: настоятель в 1795-1797 гг.,  затем — первый глава русского военного духовенства; о. Алексий Левитский (сер. XIX в.), краевед. В 1837-1841 гг. здание собора и отдельно стоявшая колокольня нач. XVIII в.  объединены строительством приделов: с юга – Никольского (Никольская церковь тогда же упразднена) и с севера – Дмитриевского. В единых формах с новым западным фасадом были перестроены колокольня и купол.

Серпуховичи, наконец, проявили заботу и о состоянии древнего кремля: в 1850-1853 гг. на средства именитых горожан была укреплена восточная стена крепости; в1886 г. академик архитектуры Андрей Михайлович Павлинов разработал план реставрации кремля в Серпухове – к сожалению, не реализованный из-за недостатка средств…

После 1917 г. Соборную гору постигли новые испытания.  В начале 1930-х был закрыт Троицкий собор. Весной же 1934 г. остатки серпуховской крепости (кроме двух фрагментов стены) были разобраны для строительства московского метро. Как видно из архивных документов, эта всесоюзная стройка постоянно испытывала недостаток щебня и гравия и с 1931 г. снабжалась карьерами в окрестностях Серпухова. Видимо, тотальное равнодушие тогдашних серпуховичей к своей старине — в сочетании с лихорадкой строительства – и породили неслыханное решение, о котором мы все должны знать и помнить. В щебёнку  в Серпухове предполагалось обратить не только кремль, но и Троицкий собор, церковь Мироносиц, большую часть ансамбля Высоцкого монастыря. Руководство Метростроя отказалось от своего вандальского плана лишь убедившись в низком техническом качестве щебня из древних построек…

Чтобы совершить прогулку по Соборной горе пройдите по ссылке.

А здесь можно увидеть сохранившийся фрагмент белокаменного Серпуховского кремля.