Велосипедное паломничество к Борису и Глебу

6 августа празднуется престольный праздник сразу в двух храмах нашего благочиния. Святые благоверные князья мученики Борис и Глеб, первыми из русских вошедшие в сонм святых, являются небесными покровителями двух древних храмов — в селе Дракино и селе Енино. Вот наш клуб и решил отправиться в велопаломничество в более удаленное от Серпухова село, а стало быть в Енино. Выехали заранее, в воскресенье 5 августа. Ехали вдоль красавицы Оки — Лужки, источник, храм Святой Троицы, захватили краешек заповедника, Зиброво, и уже к вечеру, в глубоких сумерках добрались-таки до Енино. Разместили нас по-барски — в новеньком приходском домике. За два минувших года с этим храмом произошло настоящее чудо. Надо сказать, что красота Борисо-Глебского храма, удивительно удачное его размещение на высоком взгорке посреди села — поражала всегда… Но ведь он восстал за эти два года просто из руин…

Ранним утром 6 августа первыми начали свое богослужение ласточки, чьими гнездами облеплены в храме все карнизы и фронтоны. «Всякое дыхание да хвалит Господа…» В 9 утра началась Литургия, которую служили два священника, окормляющие этот храм — протоиерей Владимир Кирпичев и иерей Андрей Ситников.

После праздничного богослужения, подкрепившись, мы вновь оседлали своих железных коней и отправились в дальнейший путь, который не стал простым возвращением по известной дороге. Сперва мы доехали до села Игумново с храмом святых мучеников Флора и Лавра, а затем только, еще немного попетляв по окрестным лесам, полям и озерам, поехали в Серпухов.

Немного истории

Наиболее раннее свидетельство о Енине (Генине)  дают писцовые книги Серпуховского уезда от 1627 г. как о владении Богородицерождественского Пафнутьева Боровского монастыря — сельце Борисоглебское Енино тож, где «бывал храм Бориса и Глеба развалился». Около 1672 г. на данном месте «прибыла» новая церковь, того же посвящения, храм этот был деревянный. Соседство с дремучими приокскими лесами  несло опасности и невзгоды для села. Под 5 мая 1756 г., как доносил в столицу боровский архимандрит Митрофан Шеинков, в Енино «приехав воровские люди разбойнически в дом к пономарю Ивану Васильеу, и двор его и церковь Божию во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба зажгли и от того пожара сгорело семь дворов крестьянских и оная церковь», но иконы, книги, ризы, богослужебную утварь и антиминс тогда удалось спасти.

13 марта 1757 г. церковным начальством разрешено было возобновить Борисоглебский храм; в новом  здании он простоял  до 1820-х гг. Ризничная опись с. Енина 1821 г. производит смешанное впечатление скудости и богатства:  убранство исключительно скромное даже для сельского храма — одежды жертвенника ситцевые, одна из священнических риз и стихарь — набивного холста; однако в церковной библиотеке — редкостный Шестоднев 1663 г. издания. Царские врата и образа иконостаса были выполнены в необычной для местного края технике резьбы по левкасу.

За начало XIX в. приход с. Енина, куда входили д. Никифорово и Жидовиново (ныне Родники) — увеличился почти вдвое; в 1790 г. в нём числилось 49 дворов, а в 1823 – 89. В 1823 г. в селе  уже строилась на средства прихожан каменная церковь святых князей Бориса и Глеба, с приделами — южным святителя Николая и северным преподобного Пафнутия Боровского, которые все были освящены в 1828 г.; одновременно с храмом построена  и колокольня.  

В советское время православная община с. Енина, наряду с сопредельными ему приходами Игумнова и Турова – отличалась активностью и волей к жизни. Например, в 1933 г. члены церковного совета подали в область жалобу на запрещение местными властями колокольного звона. Однако к кон. 1930-х гг. храм был уже закрыт. Его здание использовалось как зерносклад, пекарня; позднее – подверглось запустению. В 1999 г. оно возвращено Русской Православной Церкви.