«Выше в горы — ближе к Богу» — такую пословицу сложили древние, а мы расскажем вам о горных походах православного клуба «Трилистник» при соборе Святой Троицы и Богоявленском храме г. Серпухова.
Фишт-Оштеновский горный узел
Северный кордон Кавказского биосферного заповедника – за ним открывается 50-километровая заповедная зона — и непременным условием целости её сказочных красот давно уже служит разумное воздержание от некоторых благ цивилизации. На территорию заповедника не допускается современный транспорт (за исключением воздушного), нет там электроснабжения, не действует и мобильная связь. Вступая в заповедник, надеемся уже лишь на милость Божию и взаимную поддержку, рассчитывая только на собственные силы и на то необходимое, что можем нести на себе. Сократив набор личных вещей до последнего минимума, разделив по своим рюкзакам общий запас продуктов, вступаем на походную тропу. За несколько часов пути, по пышному альпийскому разнотравью плато Лаго-Наки, мимо причудливых скал урочища Узуруб, через суровый Армянский перевал, дорога доводит до туристского лагеря-приюта у подножия гор Фишта, Пшехо-су и Оштена.
Фишт, что по-адыгски значит: «Седая голова», «Белый мороз», «Седая изморозь» – смотрит предводителем в этой величавой троице вершин; он возвышается над уровнем моря на 2867 м.. Когда-то Фишт был коралловым островом среди доисторического океана Тетис; на его склонах и сейчас легко найти окаменевшие остатки древней морской фауны. Поднятый в поднебесную высоту морской риф покрыт вечным льдом. Внутри же эта гора – сплошной лабиринт подземных ходов; самую глубокую из пещер Фишта исследователи пока смогли пройти вглубь «всего только» на 15 километров…На туристском приюте нас встретил опытнейший горный инструктор Рафик Завенович Авджян.
Надолго запомнится день 27 июля 2009 г. — восхождение на Фишт. Путь к вершине был спокойным. На склонах горы мы встречали диких серн, находили древние окаменелости, подкрепились перед решающим броском к вершине через Большой ледник. Тем временем погода готовила нам серьезное испытание: едва появился знак вершины – православный крест, установленный здесь в2006 г. майкопскими казаками – как из туч, давно собиравшихся над седовласой вершиной, хлынул холодный ливень с градом. Но мы всё равно дошли до креста и поклонились ему. Трудный спуск в густой пелене тумана по мокрым камням, снегу и глине, также был благополучен – никто из нас, в основном не имевших достаточного альпинистского опыта, даже не ушибся.
На следующий день на приюте собрались ветераны-горноспасатели, чтобы по традиции почтить погибших товарищей. Так как рядом оказалась наша группа, в поминовении принял участие православный священник: в первый раз за многолетнюю историю этих встреч.
А потом нас ждал новый поход – Белореченский и Черкесский перевалы, где в 1942-43 гг. шли ожесточенные бои с немецкими «эдельвейсами», и каждый перевал имеет памятный знак с именами погибших воинов. В дождь пришлось нам преодолевать очень крутой спуск, получивший среди туристов меткое наименование «веселый»: за 7 километров пути мы снизились на тысячу метров к морю; проехали в грузовике по головокружительной дороге вдоль реки Шахе. Ночевали мы в этот раз на турбазе в посёлке Нижний Солох-аул: с непривычным уже комфортом — единственный раз за три недели спали на кроватях.
Наутро Солох-аул встретил нас солнцем и яркой субтропической зеленью. Это селение знаменито как родина самого северного чая в мире – краснодарского, но с недавних пор – ещё и монастырём Крестовая пустынь. Она возникла здесь только в2000 г., при участии сербских строителей. По рассказам старожилов, еще до событий 1917 г. здесь подвизались монахи-отшельники, а в свое время это место рассматривалось как возможное для строительства Ново-Афонского монастыря, располагающегося ныне в Абхазии. Удалённостью от густонаселенного побережья и своей труднодоступностью горное селение Солох-аул немного напоминает святую гору Афон и способствует уединённой молитве, поэтому понятно, отчего это место в древности привлекало монахов.
Нынешняя обитель была задумана по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русский дружбы, свидетелями чего являются мраморные доски, заложенные в колонны храма с надписями на русском и сербском языках: «Монастырь Солох-Аул является приношением многочисленных сербских работников и строителей, чьи руководители пожелали, чтобы с Божьей помощью был воздвигнут этот монастырь». Монастырь невелик, он имеет всего одно здание, объединяющее храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, братские келии и трапезную. Во втором этаже расположена монашеская домовая церковь в честь св. Крестителя Спасова Иоанна. Монастырская братия также очень немногочисленна – всего пять человек – настоятель иеромонах Иоанн и четверо послушников, что неудивительно, наверное, т. к. проблем в горном поселке более чем предостаточно. Когда в зимний период выпадает снег, в Дагомыс (т. е. на «большую землю») можно уже и не спуститься, дорога в город основательно разбита, без света с завидной регулярностью весь поселок остается два-три раза в месяц, проведение природного газа застряло на вечной стадии «проектирования»… Однако несмотря ни на что, маленькая обитель беззаветно служит жителям всей округи.