Район, где расположен Богоявленский храм, был заселён людьми с глубокой древности(1). Во всяком случае, при составлении Сотной переписи серпуховского посада князем Василием Семёновичем Фуниковым, в 1552 г. храм Богоявления уже существовал как центр развитой населённой части города — Богоявленского конца. Тогда храм окружали 16 дворов зажиточных горожан, почти исключительно кожевников, и 30 дворов менее достаточных «молодых» посадских, также кожевников, казаков — то есть подённых работников, мясников и сапожников. Незадолго до переписи к Богоявленской части посада отошла бывшая слободка, «что была за татары» — 17 дворов, где жили кожевники, кузнецы, торговцы(2).
Существующее церковное здание было построено на средства прихожан в 1713 г. — 3 июля дан указ о пристройке к храму Богоявления придела во имя Рождества Богородицы, а уже через три дня — указы об освящении Богоявленского храма и его Богородице-Рождественского придела. Придел, как видно, был возведен уже заранее: по прошению прежнего настоятеля Петра Антипова, — а разрешение оформлено «задним числом» (3). В 1761 г. на средства серпуховского купца Алексея Ивановича Остапова с северной стороны храма был устроен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, вскоре же после канонизации этого святителя в 1757 г.(4)
Архитектура и художественное убранство Богоявленского храма были вполне обыкновенны для русского зодчества рубежа XVII и XVIII веков(5). Это типичная посадская церковь типа «восьмерик на четверике», с пристроенными с запада трапезной и колокольней. К трапезной примыкали два обширных придела, с которыми план здания приобрёл вид неправильного греческого креста. Утраченная ныне алтарная часть в виде полукружия по площади почти равнялась четверику(6). Храм вообще выделялся среди городских церквей своей обширностью(7) и высотою шатровой колокольни с четырьмя ярусами слухов.
Построенная из кирпича церковь была украшена лепными карнизами, наличниками окон под килевидными фронтонами, лопатками по граням восьмерика, горизонтальным поясом посредине высоты северного придела, колонками на западном фасаде. На стене южного предела, в нише, было живописное изображение Рождества Богородицы(8). Стены храма были побелены, его кровли, главы, барабан и шатёр колокольни – окрашены(9). По описанию 1887 г., кровли были зелёного, а главы — синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) — окрашен в жёлтый цвет.
Внутри храм был расписан, а высокий, шестиярусный, с резным растительным орнаментом иконостас (вероятно, XVIII в.) считался одним из самых замечательных в городе(10). Ещё в 1920-х гг. в храме сохранялось не менее 208 икон(11), из которых особенно почитаем был образ Богоматери «Живоносный Источник». В нише стены трапезной, слева от входа в храм, стояла резная деревянная статуя Христа в темнице, размерами «в малый рост человека»(12).
В 1870 г. Богородице-Рождественский придел с южной стороны храма был «распространён» старанием купца Семёна Семёновича Астапова(13). Серпуховские купцы Астаповы (Остаповы), владельцы близлежащего кожевенного завода, на протяжении многих десятилетий являлись ктиторами и старостами Богоявленского храма(14), хотя в 1830-х гг. причту его и доводилось вступать с этим семейством в земельные споры(15).
Приход Богоявления с ранних времён включал в себя не только часть Серпухова, но и ряд населённых мест к северо-западу от города по правому берегу р. Нары: деревни Глазечня, Гавшино и Злобино, сельцо Мокрово, сельца Пущино и Тверетиново(16). С начала XVII по начало ХХ вв. Богоявленский храм духовно окормлял селения, удалённые от него на расстояния до 8,5 км. В 1826 г. в его приходе было 137 дворов, 718 душ мужского пола и 726 — женского; в 1860 — соответственно, 135 дворов, 718 прихожан и 806 прихожанок; в 1917 г. – 217 дворов, 1043 прихожанина и 1120 прихожанок(17).
Со времени между 1840 и 1843 годами к Богоявленскому храму была приписана каменная часовня на городском выгоне (ныне участок к югу от дома 7а по ул. Красный Текстильщик)(18). Это была весьма чтимая серпуховичами Захарьевская часовня в память об отшельнике Захарии, по преданию, жившем, убитом и похороненном на этом месте в начале XVII столетия(19).
В 1839 г. прихожанке Богоявленской церкви, статской советнице Наталье Алексеевне Донауровой (урождённой Хитрово) было разрешено устроить домовую церковь в угловой юго-восточной комнате второго этажа принадлежавшего ей усадебного дома в сельце Пущино-на-Наре. В 1841 г. разрешение это было возобновлено для очередной владелицы Пущина — вдовы генерал-майора Александры Петровны Потаповой. Домовый храм в Пущино во имя Покрова Богородицы действовал с 1843 по конец 1847 г. Службы там совершались причтом Богоявленского храма. В 1849 же г. Покровская церковь была перевезена Потаповыми в сельцо Чертёж Холмского уезда Псковской губернии(20).
В 1923 году общину храма Богоявления составляли 165 верующих, почти исключительно — рабочих с фабрики «Красный текстильщик» и дер. Нижняя Глазечня(21). В 1930 г. храм был закрыт. Здание его занимал клуб Суконной фабрики, а в 1990-х гг. — коммерческие структуры; за всё это время оно перестроено до неузнаваемости.
4 октября2006 г. храм возвращён Русской Православной Церкви; начиная с Пасхи 2008 г. в нём регулярно совершается богослужение. При храме работают еженедельные двухгодичные курсы по изучению церковнославянского языка и православного богослужения. Именно на базе Богоявленского храма проводятся занятия с детьми-воспитанниками православного клуба «Трилистник». Дети еженедельно поют на Всенощном бдении и воскресной Литургии, изучают и поют духовные стихи, народные и казачьи песни, играют традиционный рождественский вертеп.
Здесь можно увидеть современный интерьер Богоявленского храма.
П р и м е ч а н и я:
1. П.Ф. Симсон отождествлял эту местность с с. Нарским – которое упоминается в духовной грамоте (-завещании) вел. кн. Ивана Калиты ок. 1336 г. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 13; История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 182-183.
2. Симсон П.Ф. Указанное сочинение – С. 313, 319-320, 325, 326. Именование частей г. Серпухова концами (сравни Острый конец по другую сторону р. Нары) напоминает нам об обычаях Новгородской и Псковской земли — и возможно, свидетельствует о переселениях бывших граждан северно-русских республик под Москву, чинимых вел. кн. Иваном III. «Слободка за Татары» — это, видимо, наследие руб. XV/ XVI вв.: когда г. Серпухов был отдаваем в удел бывшим казанским ханам – Симсон П.Ф. Указанное сочинение, С. 85-86, 89.
3. Холмогоровы В. и К.. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст. Выпуск 9. Волоколамская и Серпуховская десятины. М., 1896. С. 103.
4. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 753. Д. 1307.
5. Храм зафиксирован на фотографии в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина 1910 г.
6. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 88об; план г. Серпухова 1852/1853 гг. – СИХМ, № КП 4346а, № 4548-Док.
7. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 753. Д. 1307. Л. 1.
8. Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 89.
9. По описанию 1887 г., кровли были зелёного, а главы — синего цвета; крест на храме был позолочен, а на колокольне (деревянный) – окрашен в жёлтый цвет. Там же. Л. 89 об.
10. Там же. Лл. 91-92.
11. ЦГАМО. Ф. 2458. Оп. 1. Д. 2. Л. 2-3.
12. ЦГАМ/до 1917 г. Ф.454. Оп. 3. Д. 83. Л. 91об.-92.
13. Там же. Ф. 54. Оп. 127. Д. 304.
14. Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 18об.
15. Там же. Д. 1257; 1259.
16. Холмогоровы В. и К. Указанное издание С. 103. РГАДА. Ф. 248. Оп. 126. Д. 2473. Л. 196; ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 3об.
17. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 3об.; Д. 2977. Л. 15; Д. 4086. Л. 25.
18. Там же. Д. 1079. Л. 1; Д. 1926. Л. 1; Д. 4086. Л. 18; Ф. 311. Оп. 2. Д. 67. Л. 2.
19. Симсон П.Ф. Указанное сочинение. С. 228-229.
20. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 256. Д. 30; Оп. 421. Д. 9; Ф. 737, Оп. 1, Д. 1811; Д. 2244-б.
21. ЦГАМО. Ф. 2458. Оп. 1. Д. 2. Л. 10-19.