Круглый стол «ПРАВОСЛАВИЕ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

В рамках IX Варлаамо-Афанасьевских чтений и XIV Московских областных Рождественских чтений 10 декабря в Православной классической гимназии во имя прп. Варлаама Серпуховского прошел круглый стол на тему «Православие и традиционная культура: пути взаимодействия».

В работе круглого стола приняли участие: Добровольская В. Е. – филолог, заведующая отделом научных исследований Государственного центра русского фольклора; Старостин С. Н. – знаменитый этномузыкант, вокалист и инструменталист, заместитель руководителя Государственного центра русского фольклора по вопросам актуализации нематериального культурного наследия; Бабенко Ф. В. – сотрудник миссионерско-апологетического центра «Ставрос» (Санкт-Петербург).

Обсуждение разноплановых вопросов, связанных с обозначенной проблематикой, вызвали живейшую дискуссию и интерес собравшихся.

Первая часть вопросов касалась традиционной культуры и ее бытования в современном обществе.

Как найти правду в том, является ли русская традиционная культура в корне своем языческой или же христианской, православной?

И в науке, и обывательской среде уже многие десятилетия господствуют стереотипы светских исследователей и расхожее мнение о языческих основаниях всей народной культуры. При этом многие маститые фольклористы говорят, что в русской традиционной культуре хранится неиспользованный, причем огромный потенциал для возвращения наших людей к своим корням и традициям.

Вряд ли кто-то станет отрицать необходимость сохранения традиционной культуры, являющейся неотъемлемой частью духовной культуры любого народа. Но должна ли она органично входить в жизнь современного человека, или ее место – в этнографических музеях и на фольклорных фестивалях? Так каково же место традиционной культуры в современном русском православном укладе?

Как нам нашу молодежь и в целом наш народ привлекать к изучению, к открытию русской традиционной культуры?

И второй, не менее актуальный блок вопросов, поднимавшихся на круглом столе, был связан с движением неоязычества, которое очень активно пользуется непониманием, сложившимся между Церковьюи фольклорными кругами, деятельно эксплуатируя тему традиционной культуры. Люди, которые хотят что-то узнать о своих корнях, очень часто попадают именно к ним.В чем принципиальная разница между традиционной культурой и неоязычеством, оккультизмом? Так ли безопасно это новое движение?

Знание русской традиционной культуры можно назвать ключевым условием формирования исторической, столь актуальной сейчас гендерной и национальной идентичности для наших соотечественников. Быть идентичным, значит быть кем-то – мужчиной или женщиной, отцом, представителем своего рода, русским, татарином или украинцем – это базовое основание, базовое свойство, без которого не может существовать личность. Наша культура за 1000 лет Православия произвела колоссальный отбор того, что для людей стало ценностью. Наша вера, заповеди Божии, истины Евангелия воплощены в народной культуре и проявлены через ее художественные формы. У русского народа, сформировавшегося под водительством Церкви, есть свой глубочайший культурный ресурс, который мог бы защитить наших соотечественников от всяческих спекуляций на этой почве.