Малая Масленка — так ласково называется день встречи Масленицы — это воскресение за неделю до большой (широкой) Масленицы, или Прощёного дня. В этот день — 6 марта Православный клуб «Трилистник» устроил в ДК «Исток» свою традиционную танцевальную вечёрку, которая оказалась необыкновенно яркой, насыщенной и стремительной.
Поскольку именно Масленица за последние двести лет обросла огромным количеством домыслов, мы решили привести мнение практикующего этнографа Даниила Крапчунова, кандидата философских наук, старшего научного сотрудника лаборатории междисциплинарных исследований НИ Томского Государственного Университета, руководителя арт-проекта «Васильев вечер».
Сегодня с особой актуальностью встаёт проблема поиска христианских начал русской традиционной культуры. Велик соблазн огульно вслед за советской пропагандой назвать всё народное на Руси языческим или двоеверным. Этим активно сегодня пользуются неоязычники, так как утрата исторической и национальной идентичности остро сказывается на мировоззренческих поисках наших соотечественников и поэтому вместе с глубочайшим невежеством в области истории культуры поиск традиции приводит многих жителей современной России, а в особенности молодое поколение, в организации неоязыческого направления.
Кроме того, для самих христиан очень важна смысловая наполненность внебогослужебных практик повседневности и праздников. Пастыри зачастую повторяют стереотипы светских исследователей и расхожее мнение о языческих основаниях всей народной культуры, господствующие уже многие десятилетия. Но человеческое существо не исчерпывается духовной жизнью, и за порогом храма жизнь продолжается. На понимании этого активно играют как протестанты и неохаризматы, так и неоязычники. У русского народа, сформировавшегося под водительством Церкви, есть свой глубочайший культурный ресурс, который мог бы защитить соотечественников от всяческих спекуляций на этой почве.
В МАСЛЕНИЦЕ БЛИНЫ НЕ ГЛАВНОЕ
Те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия.
Это неумелые попытки передачи стереотипных представлений о празднике, сложившиеся в советский период (1950–1970-е годы), результатом которых может быть только уничтожение традиционной народной культуры.
Ведь что такое современная Масленица? В первую очередь, это блины как главный атрибут праздника. Ничего подобного в традиционной культуре не было: если мы возьмем мотивы масленичных песен, то блины там упоминаются реже всего – основными масленичными блюдами были сыр, яйца, масло, мед, хлеб. Сама символика блина, которой он наделяется в последнее время, в этнографических записях не встречается. Впервые сравнение блина с весенним солнцем сделал Куприн, но это был литературный прием, с таким же успехом он мог сравнить с солнцем сковородку или еще что-нибудь круглое. Блин – это наиболее архаичная форма хлеба, поминальная пища, которую пекли не только на Масленицу, но и в другие праздничные даты.
Масленицу принято считать языческим праздником, однако нельзя забывать, что она напрямую зависит от главного христианского праздника – Пасхи. И все масленичные обряды, которые фиксируются этнографами, связаны со значением этой недели как подготовительной недели к посту.
Традиционная Масленица очень многообразна: это театр Петрушки и катание с горы, масленичный столб и кулачные состязания, взятие снежной крепости и то, что было повсеместным, – величание молодоженов. А вот блины или сжигание масленичного чучела встречались далеко не везде.
Главное, что было у традиционной культуры, – это взаимное участие, когда нет деления на зрителей и исполнителей. Вот этого не хватает тем формам, которые возрождаются сегодня.
Оригинал статьи тут.
И еще одна статья Д. Крапчунова: Масленица: опровергаем мифы о празднике.