От гор скалистых к горам духовным

«Выше в горы — ближе к Богу» — такую пословицу сложили древние, а мы расскажем вам о горных походах православного клуба «Трилистник» при соборе Святой Троицы и Богоявленском храме г. Серпухова.

Нижний Архыз

Архыз – это песня. Каждый вздох, каждый шаг по этой земле можно комментировать, пропевать, записывать нотами, сплетать в поэтические строки и наносить на холст смелыми широкими движениями кисти. Мы приглашаем вас на прогулку по древнему городу, который пока лишь приоткрыл свои тайны. Путешествуя по этим местам, мы шагали по следам древних аланов, и потому будем вместе с вами листать пожелтевшие страницы столетий…

I-III века. В трудах античных авторов впервые встречается имя аланов – ираноязычных племён сарматского происхождения, искусных воинов, оставивших в период Великого переселения народов свой след в Западной Европе и даже в Африке. Тогда же первые семена христианской веры проникают через перевалы Главного Кавказского хребта. По преданию в середине I в. апостол Андрей Первозванный посетил город Фуст и проповедовал в стране алан. Известно также, что христианство принимали аланы, жившие при дворе византийских императоров и армянских царей.

IV-VII века – Прокопий Кесарийский сообщает: «Всю ту страну, которая простирается от пределов Кавказа до Каспийских ворот, занимают аланы». Главный проход через Кавказ в то время получил название Дар-и-Алан — ворота алан. Арабский ученый Масуди писал, что с VII в. некоторые аланские цари были христианами.

X-XII века – время расцвета единого аланского государства, стоявшего на крепком фундаменте. Скотоводство и земледелие, добыча местной руды и производство железных орудий труда, огромные табуны лошадей, мастерски сделанные кольчуги и стальное оружие, искусные украшения… Именно в это время на высоте1150 м над уровнем моря поднимается и укрепляется город, ставший центром Алании. На правобережной террасе строптивого и многоводного Зеленчука он занимал удобную и живописную долину, закрытую со всех сторон горными хребтами, и имел протяженность2,5 км.

В этом горном ущелье сконцентрировано редкостное для Северного Кавказа количество христианских храмов – около 20. Правда, высятся ныне из них только три, тогда как руины остальных являются достоянием археологов. Но не только каменные постройки древнего города сокрыты толщей земли, неумолимое время стёрло и название этого древнего поселения. Местных вариантов сохранилось несколько, черкесы называли его «кирпичные дома» или «дома эллинов», карачаевцы – «старый город». В научной литературе варьируются разные огласовки другого именования – Маас, Магас, Мегет. Как бы там ни было, именно здесь в916 г. аланы приняли христианство. В шум реки и мечущиеся от горы к горе громовые раскаты, в щебетание птиц и шелест листвы всё чаще и увереннее стали вплетаться слова молитвы. Долину окружают горные хребты, и словно им подстать складываются из грубого камня храмы – такие же мощные и основательные, но при этом лёгкие, словно летящие.

Первым, в начале Х в. здесь был, скорее всего,  воздвигнут так называемый Северный храм – самый монументальный на Северном Кавказе: его длина25,5 м, ширина с притворами –19,5 м. И нет сомнений, что приглашённый для этой постройки византийский зодчий был искуснейшим в своём деле мастером, т. к. в пропорциях здания наблюдается строгое соответствие древним принципам соразмерности. Этот  величественный храм, издалека видимый купцам «шёлковых» караванов, возивших товары из Китая в Византию, стал кафедральным собором аланских митрополитов. В 60-е гг. ХХ в. в центральном алтаре на горнем месте археологами был открыт трёхступенчатый синтрон, где архиереи и священники могли сидеть в положенное время службы. Тогда же в северо-западном углу нартекса (притвора) найдена единственная на Северном Кавказе древняя крещальная купель, наполнявшаяся водой из ручья, протекавшего рядом по балке. Получается, что именно в этом храме аланы и принимали крещение.

Настоящим открытием для нас стал рассказ нашего гида о том, как археологи без письменных свидетельств узнают, в честь кого в древности был освящён храм. Оказывается, в Византии церковные здания строились не со строгой ориентацией на восток, а с небольшими отклонениями по продольной оси. Делая специальные инструментальные замеры, исследуя азимут этой оси и высоты видимого горизонта, специалисты могут рассчитать наиболее вероятное посвящение храма. Задумка древних мастеров проста и чудесна – именно в день престольного праздника первые лучи восходящего солнца должны попасть в алтарное окно. Таким методом и было выяснено, что Северный храм в Х веке был освящён, скорее всего, в честь свт. Николая Чудотворца.

Следуя далее по древней дороге Магаса, приходим к храму, который ныне именуют Средним. Уступая в размерах кафедральному собору, он подобен ему по совершенству и гармоничности пропорций. Внутри пространство храма не загромождено столпами и открыто взору, а купол, проливая сквозь окна мерцающий свет, словно парит в небесной высоте, причём именно на подкупольный квадрат приходится световой центр всего храма. Здесь всё рассчитано на восприятие фресковой живописи, которой храм был богато украшен. К сожалению, в XIX в. остатки росписи были уничтожены неумелой реставрацией. Храм возведён в центре жилых построек не позднее Х века и освящён, по мнению археологов, в честь Преображения Господня.

Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкессии, единственным действующим является ныне так называемый Южный храм, имеющий в размерах всего 20 на 25 греческих футов (или 6,16 на8,06 м) и освящённый в Х веке в честь пророка Божия Илии. Скромные размеры храма красноречивее всего говорят о его назначении – скорее всего он был выстроен в усадьбе богатой аланской семьи и служил её домовой церковью. У этого храма мы ещё побываем, а пока продолжим свой путь по вехам истории…

XIII век – монгольское завоевание, в 1238-39 гг. против Алании выступает сам Бату-хан. Падение Магаса означает и конец Алании как политического образования. Она входит в состав Золотой Орды, а её жители скрываются в труднодоступных ущельях. Со временем аланы, всё ещё остававшиеся христианами, приспособились к тому ритму жизни, который задавала золотоордынская держава.

XIV век – на христианские земли Северного Кавказа шквалом обрушивается конница Тамерлана. Джихад против «неверных», тотальное уничтожение населения и разрушение потенциала этого края – главная цель тимуровского нашествия. Лишь небольшая часть алан сумела уберечься в горных теснинах верховьев Кубани и Приэльбрусья, а древний Магас надолго погрузился в сумерки небытия.

1802 год –  царский верноподданный майор Потёмкин прибывает к черкесским племенам, жившим по Зеленчуку с целью получить возмещение убытков, причиненных набегами горцев на казачьи станицы. Черкесские князья в знак примирения устроили Потёмкину экскурсию к древним христианским руинам, а Россия, благодаря любознательному и усердному майору, узнала о существовании византийских храмов в ущелье Зеленчука.

1886 год – с горы Афон вместе 11 иноками прибывает игумен Серафим (Титов) и, получив  благословение епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира (Петрова), собирает братию. Иноки восстанавливают древние святыни, строят братские корпуса, и рядом с храмами десятивековой давности в1889 г. возникает Александро-Афонская Зеленчукская общежительная пустынь. Северный храм освящается в честь вмч. Георгия Победоносца, Средний – в честь Троицы, Южный – в честь блгв. кн. Александра Невского. С наступлением революционного безбожия многие монахи становятся мучениками, кому-то удаётся уйти в горы, а скалистые пещеры становятся их кельями. На территории обители в разное время – детская колония, турбаза.

1991 год – возобновляются богослужения в Ильинском храме, и получается, что это самый древний действующий храм на территории России. Крошечные апсиды алтаря, тесные своды и всегдашний полумрак… Это нужно почувствовать, в этом храме нужно помолиться и спеть, прикоснуться руками к его шероховатым стенам, чтобы понять – они дышат. Храм настолько мал, что исповедь, молебны и панихиды проводятся непосредственно под открытым небом. Древняя земля гостеприимна, и прямо рядом с храмом, с благословения настоятеля иерея Димитрия Буракова, на удобных площадках разворачивают свои палатки многочисленные туристы и паломники.

1999 год – в канун 2000-тысячелетия христианства в Нижнем Архызе происходит настоящее чудо. Сотрудники историко-археологического заповедника по сообщению местных жителей начинают поиски некоего наскального изображения, которое те будто бы видели на хребте Мыцешта. Лишь на исходе светового дня людям явился необычайной красоты и силы Лик Христа – Спас Нерукотворный. Написанный на песчаниковой скале под широким скальным козырьком, он словно выступает из естественного светлого охристого фона, умело использованного мастером. Изображение размером1,4 м на0,8 м обращено почти строго на восток. Всевидящие глаза Спасителя взирают на храмы Архызского городища. Что это? Образ, охранявший город? Или его написали тайные христиане ещё ранее Х в.? А может быть, его создали монахи Зеленчукского монастыря? Научные споры не умолкают. Но когда по шатким ступеням преодолеваешь150 м и, переводя дух, останавливаешься на узкой скальной площадке перед Ним, вопросы отступают, и ты уже не в силах ничего говорить. Потому что понимаешь – это не ты пришёл сюда посмотреть на явленное Чудо, нет. Ты поднялся, чтобы Он посмотрел на тебя. Вектор действия направлен иначе. И оттого долго молчали и плакали дети, окунувшись в эти глаза и почти прильнув к ним.

Внизу, в ущелье едва слышно шумит Зеленчук, вдали, на соседней горе закатное солнце чуть освещает странное по форме сооружение – корпус знаменитой на весь мир Специальной Астрофизической обсерватории, время неумолимо движется вперед… И только Богу ведомо, сколько  тайн, подобных Лику, может ещё открыть эта богатая аланская земля, самая древняя христианская территория России.

***

В 2010 году у нас случился прорыв. Находясь в Нижнем Архызе, мы встретили своих единомышленников, которые уже более 10 лет занимаются тем же, чем мы. Уровень их, правда, повыше и база посерьезней — основной двигатель путешествий Тимашевский благочинный протоиерей Виктор Савенко. За их плечами выезды огромным составом (до 70 чел.) на дальние расстояния – с Кубани в Дивеево, например. За их плечами многочисленные выходы в горы в любой сезон – благо Краснодарский край – это просто предгорья Кавказа.

Так вот, пообщавшись с отцом Виктором, мы обнаружили удивительное созвучие наших идей. Так же как и мы, он считает, что один выход в горы (или необязательно в горы – просто жизнь в походных условиях и при серьезном спросе с подростков) дает детям гораздо больше, чем целый год теоретических занятий в воскресной школе. Потому что К(оэффициент)П(олезного) Д(ействия) выше.

А один из единомышленников отца Виктора протоиерей Сергий Рыбкин из хутора Трудобеликовский, при храме которого существует большой центр по воспитанию детей, из своего громадного опыта по организации не только процесса обучения, но целой системы походов, сборов и станов, открыл настоящий закон, которым мы тоже хотим с вами поделиться. Он назвал его Законом положительного стресса. То, что человек (большой или маленький, неважно) изучает теоретически на спокойных кабинетных занятиях, те благие идеи, которые пытается вложить ему в голову преподаватель, будучи услышанными, далеко не сразу усваиваются, т. е. делаются своими. Сначала они, эти идеи, проходят некоторый путь осознания, сопоставления со своим жизненным опытом и какими-то уже живущими с душе установками, и только потом либо принимаются, либо отторгаются сердцем слушающего. Но то, что подросток слышит и видит в условиях, возникающих в походе (особенно горном, где многое непредсказуемо), в  условиях, называемых положительным стрессом, сразу попадает в его сердце, сразу усваивается, т.е. становится своим.

И воспитание в таких условиях идет гораздо быстрее. Ведь тут всё по-настоящему, ничего не придумано, и ребенок, находясь с тобой в одной связке, понимает, что если он что-то сделает не так, будет плохо всем. Его ответственность в такой ситуации гораздо выше. Уже не буду говорить о таких банальных вещах, как приготовление дров для костра, без чего просто останешься голодным, или умения оперативно, без лишней суеты развернуть лагерь. Это у наших повзрослевших детей уже вошло в привычку. Но вот во время движения возникает непредвиденное обстоятельство – вывих ноги. Маршрут непростой – крутой спуск, люди под рюкзаками, да еще в дождь. Вся группа сразу встает в зависимость от человека, которому необходимо оказывать помощь. Дети мгновенно оказываются в реальной ситуации, в которой от одного зависят все и наоборот, и, честное слово, такой опыт заменит десять лекций о заповеди  любви к ближнему.

Или опыт молитвы… В горах без нее шагу не шагнешь. А еще сам по себе проявляется миссионерский характер наших походов, когда люди в городах и селах, в горах видят верующих и молящихся детей, а в туристическом лагере рядом с детьми видят священника, разделяющего все трудности неустроенного (можно сказать, аскетического) быта со своими воспитанниками, это производит соответствующее воздействие. Да и маловоцерковленные дети, оказывающиеся в походе бок о бок с детьми церковными, получают замечательный опыт жизни по православному укладу.