Праздник сорока мучеников — сОроки в Богоявленском храме

22 марта в Богоявленском храме впервые прошел праздник, посвященный 40 Севастийским мученикам и известный в старину в России под названием сОроки (с ударением на первый слог). В этот день, выпадавший всегда на Великий пост, праздновался праздник, связанный с приближением и ожиданием весны, надеждой на урожайный год, которую русские крестьяне облекали в яркую форму призывания весны. С этим днем связано много обычаев — выпечка особого печенья, заклички весны, и, конечно, в соответствии с постным временем — пение духовных стихов.

Всё это мы провели у себя на приходе впервые — за неделю до праздника собрались прихожанки и с неподдельным интересом освоили технологию изготовления диковинных кружевных «тетёрок» — северных по происхождению печений которые в отличие от «жаворонков» известны далеко не всем. Но были потом на празднике и «жаворонки», конечно же, и горячий чай, и заклички весны, и много духовных стихов, исполненных ансамблем «Трилистник»

В старину весной в разных губерниях России было принято печь особое обрядовое хлебное печенье – чтобы с его помощью «закликать» весну. Птицы – посланцы, связывающие землю и небо, поэтому бытовавшие в разных регионах России, все они традиционно носили птичьи названия: «жаворонки», «жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки», «воробышки», «снегирьки», «кулики», «сороки», «петушки», «птушки»,  «тетёрки», «чувильки», «чибрики», «сорки», «сорокашки». По народным представлениям, весну приносили на крыльях прилетавшие в этот день с юга 40 птиц («вырии»), первой из которых был жаворонок или кулик. На юге России существовала поговорка: «Прилетел кулик из-за моря принес воду (весну) из неволья». При этом, жаворонки, прилетевшие раньше дня Сорока мучеников (22 марта) по народным представлениям не означали наступление весны. В народе говорили: «они никудышные, прилетят и смерзнут, а уж тот, что на Сороки, тот настоящий». На чье поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай.

22 марта Православная Церковь торжественно празднует день памяти 40 севастийских мучеников.
Все 40 воинов были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян – Аглай – видя стойкость духа христиан сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли.

Наши предки в этот день всегда пекли жаворонков, которые подобно мученикам были смиренны и покорны воле Божьей.

Почему именно жаворонки?

Издревле, крестьяне, обращали внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок стремительно устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды – Христу.

В Зарайском районе весною пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Вместо глазок использовали сушеную рябину. Птичек раздавали детям, и те бежали закликать весну. Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Отсюда и слово «заклички». Девушки закликали приход весны. Они под вечер забирались на крыши сараев, риг, выходили на высокие места и оттуда кликали весну.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим

«Жаворонушки на соломушке,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое…
Нам зима-то надоела
Весь хлеб у нас поела!»

Закличек было много. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с «жавороночками», ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев, где их съедали те же птицы. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту.

А вот на севере нашей страны в Каргополье на праздник солнечного равноденствия (22 марта), хозяйки стряпали из теста «жаворонков» и «тетерков» в виде круга, состоящего из трех «околов»-обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест – «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки». Такое лучистое солнце встречается в орнаменте прялок, и на местных тканях.
Тетёрок готовят из теста, скатанного в жгуты, как говорят в Каргополье, «сканого» (скать, сукать – сучить, крутить, свивать), и выкладывают – «завивают» – в черте круга в виде волн или петель, спиралей, решёток, кругов, растений, фигурок птиц, реже животных.

Прежде делали тетерки на воде, из ржаной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скется легко и тонко. В тесто порой добавляют конопляные или льняные семечки, тогда вьюхи будут потолще, а в готовом печенье семечки хрустят. В ржаные вьюхи также можно добавить растолчённую варёную картошку.
Уложенное на дощечки витое печенье выносят на холод и держат там до следующего утра. Подмёрзшее, его удобнее садить в печь – узор уже не нарушишь.
Хорошо пропеченные тетерки смазывали льняным маслом и выкладывали на стол. Тут и своя, и чужая ребятня на них любуется, придут поглядеть узоры» и соседи. Со временем магический смысл обряда, связанного со встречей весны был утрачен, но обычай принимал новые формы: печенье заняло место в семейных (свадебных) обрядах или превращалось просто в угощение или забаву для детей.