Проект «СЕРПУХОВ на стыке трех губерний». Постовой концерт гусляра Дмитрия Парамонова

Середина первого весеннего месяца…
Середина долгого Великопостного пути…
15 марта в рамках познавательного проекта «Серпухов на стыке трех губерний» — удивительная встреча. Встреча вне времени.
Конечно, все наши фольклорные четверги можно назвать вневременными, потому что они погружают зрителей и слушателей в удивительный мир русской традиционной культуры, но этот концерт был по-настоящему особенным, потому что жанр сказительства был, пожалуй, представлен в Серпухове за долгие десятилетия впервые.
Гусляр Дмитрий Парамонов — фольклорист с большим экспедиционным стажем, мультииструменталист, создатель и руководитель «Мастерской гусельного искусства», организатор больших хороводных гуляний и Съезжих праздников в Москве и области, в том числе — инициатор проведения Съезжих праздников в Серпухове в Дни города в 2016 и 2017 годах.
Очень многие из зрителей, пришедших на концерт в тот день, слышали гусли впервые, кто-то даже признался, что и не задумывался о том, что древние гусли живы до сей поры. Таковым можно только по-доброму позавидовать — ведь этот вечер стал для них настоящим открытием! А кто-то, напротив, бывал бывал на выступлениях известных гусляров Егора Стрельникова, Максима Гавриленко, неоднократно посещавших Серпухов, а также на концертах наших земляков — семейного ансамбля Зотовых «Живая старина», который также активно использует гусли в своем творчестве. Однако то, что представили Димитрий Парамонов (Москва) и Антон Евланов (Ярославль), было все-таки необычным и неожиданным даже для таких знатоков.

В наш спешащий век все боятся зрителя утомить и даже растерять, предложив для слушания слишком долгую песню. Некоторые песни исполняются специалистами до конца только в своем собственном узком кругу. Ведь нынешний слушатель не адаптирован к песнопению, исполняющемуся на один, быть может не слишком затейливый мотив, в течение, скажем 40 минут (и это не предел!). А ведь таковыми по продолжительности могут оказаться большинство протяжных песен — народ-то прежде никуда не спешил и не был поглощен круговоротом мировых событий, и не был оглушен информацией и необходимостью отслеживания оной в соц.сетях и на новостных каналах. Иначе говоря, ритм и скорость жизни были иными, песни не служили способом прославиться очередному однодневке-исполнителю, мелькнувшему под софитами и в людской памяти. Песни вообще не пели — их играли, глагол «петь» относился лишь к церковным песнопениям. А что же делали с былинами? Их сказывали. В том числе и под гусли.
И вот такое тихое, неспешное и совсем некартинное сказительство словно переносит нас туда, откуда было взято — в большую бревенчатую избу, где коротают долгий зимний вечер вдали от семьи промысловики. А ведь и наши с вами серпуховские предки очень даже часто отлучались на отхожие промыслы (особенно зимой). И не было в их руках «гаджетов» (кто только слово-то такое гадкое выдумал!), и не были их лица в полумраке избы озарены тонким голубым светом экранов, в каждом из которых — своя собственная виртуальная «жизнь». Нет, наши предки, к счастью, еще были незнакомы с таким «чудом».
Зато не были среди них редкостью такие вот, похожие на Дмитрия и Антона
таланты, которые, достав из чехла свой диковинный инструмент — шлемовидные или крыловидные гусли, и настроив их в созвучии не только между собой, но и в унисон с душой человеческой, начинали сказывать дошедшую из глубины веков и изукрашенную мельчайшими подробностями былину или душеполезную стАрину. И покуда не засыпал самый стойкий и любознательный из артельных, мастер мог сказывать и сказывать, сплетая древние сюжеты из богатырской жизни в затейливое узорочье и пересыпая их драгоценными каменьями старинных наигрышей.
Думается, даже в стародавние времена особенно ценилась способность запоминать и исполнять такие длинные тексты (вспомните объем былины, напечатанной убористым шрифтом в школьной хрестоматии!) — ведь недаром таких исполнителей не нагружали никакой иной работой и выплачивали отдельное довольствие за их искусство. А уж по нынешним временам, когда мы не даем себе труда и короткий-то текст запомнить, а длинный понять, вникнуть и вжиться в него — эту способность иначе как уникальной не назовешь!
Зато нынешний слушатель имеет реальный шанс почувствовать себя не просто человеком, которого тешат из развлекают картинами из богатырской жизни, а настоящим богатырем, потому что, конечно, «только богатырского склада человек может оказаться где-то на самом краю света в артели на заработках. И сразу ясно, что слушать эти былины вот в этом пространстве — огромная привилегия, доступная совсем не всем».