Троицкий собор до 1917 года

Волков И. А. — заведующий филиалом СИХМ Покровская церковь

***

Собор Святой и Живоначальной Троицы – древнейший храм Серпуховской земли. Первоначальное здание храма было деревянным, и оно было освящено 15 июня1380 г. незадолго  до Куликовской битвы.

По мнению А.А. Молчанова вполне возможно, что после Куликовской битвы мог быть сооружен и каменный собор, так как каменное строительство в конце XIV века (1381 г.) велось в Высоцком монастыре, основанном по инициативе и на средства князя Владимира Серпуховского. Если каменные храмы имелись в пригородном монастыре, то, что мешало постройке каменной церкви в центре княжеского удела? Если данное предположение верно, думается, что архитектура Троицкого собора не выходила за рамки традиций раннемосковской школы зодчества кон. XIV-XV вв. Вероятно, Троицкий собор был невелик по размерам, относился к храмам крестовокупольного типа, был одноглавым, четырехстолпным, имел трехчастное деление фасадов, тройной алтарь, позакомарное покрытие сводов  и определенную систему наружного декора. Он мог быть похож на известные памятники раннемосковской архитектуры, такие как Спасский собор московского Спасо-Андроникова монастыря (1390-е гг.), Успенский собор в Звенигороде (1399 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422 г.).

Как отмечают современные исследователи, строительство Троицкой соборной церкви в Серпухове примечательно еще и своим посвящением. В большинстве своем в то время главный городской храм Северо-Восточной Руси был, как правило, Успенским, а в Серпухове Владимир Андреевич строит Троицкий. Это посвящение подчеркивает особую духовную связь, которая существовала между боголюбивым князем Владимиром Хоробрым и преподобным Сергием. Троицкая обитель находилась в Радонеже – северной части удела Владимира Андреевича, и известно, что князь был духовным чадом преподобного, призывавшего тогда русских людей к усердному почитанию Пресвятой Троицы.

***

В XVI столетии был сооружен новый каменный собор. По всей видимости, он мог повторять формы предшествующего здания, если оно действительно было каменным. Так или иначе, собор XVI века был невелик по  размеру, на данный момент от него сохранилась кладка западной и северной стен с внутристенной лестницей. После сильного пожара1669 г, когда выгорел практически весь Серпухов собор пришел в ветхость. В 1696 году храм Св. Троицы был капитально перестроен. Строительство велось на средства архимандрита столичного Спасо-Андроникова монастыря Феодотия, бывшего до  монашеского пострига клириком серпуховского собора.

Основной объем храма (без приделов XIX в.) – интересный памятник провинциального церковного зодчества конца XVII в. Некогда его восьмерик был украшен не одной, а пятью главами (предположение Н.Н. Свешникова). Архитектурный тип этого храма — восьмерик на четверике  позднее станет образцом для многих серпуховских  церквей. В начале XVIII века рядом с собором построили отдельно стоящую шатровую колокольню. В конце XIX в. на колокольне сохранялся будничный колокол 1709 г., также пожертвованный архимандритом Феодотием «в поминовение родителей». И шатровая колокольня и нарядный пятиглавый храм с приделом св. вмч. Димитрия Солунского представляли собой очень интересный и живописный архитектурный ансамбль. От XVII в. сохранились трехчастный алтарь,  наличники окон и портал южной стены. Полуколонки и поребрик четверика, архитектурный декор восьмерика. Издревле архитектура православного храма, элементы его  декора несли  определенное смысловое содержание. Думается, что  ступенчатость, ярусность архитектуры Троицкого собора с его карнизами,  полуколонками, поребриками и убывающими кверху объемами могли напоминать  о лествице (лестнице) добродетелей, которую должен пройти в своей жизни православный христианин, дабы непостыдно предстать перед престолом Святой Троицы.

По всей видимости, само здание собора не отапливалось, так как в начале XIX столетия в зимний период служили в Дмитриевском приделе, который был теплым.

***

В первой половине XIX столетия (1837-1841 гг.) в целях расширения внутреннего пространства храма колокольня и собор были объединены пристройкой двух приделов – Никольского с юга и Димитриевского с севера. Первоначальный проект перестройки храма предполагал наличие на фасадах скульптуры и треножников. Но эти украшения не были одобрены митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Пожертвования, как сейчас бы сказали, на реконструкцию стали собираться еще с1828 г. Сначала был построен и освящен придел свт. Николая (1837 г.), устроенный после упразднения старинного Никольского храма, стоявшего рядом с собором и бывшего к нему приписным. В1839 г. начали строить Дмитриевский придел вместо старого и тесного, строительство окончено в1841 г. В начале XX в. еще сохранялись памятники-каплички на месте престолов разобранных Никольского храма и Дмитриевского придела. Новые приделы  были построены в традициях позднего классицизма, они имеют строгие и величественные формы, которые, однако, не подавляют собой более древнее здание собора. В результате реконструкции XIX в. облик древнейшего серпуховского храма был сильно изменен – удалено пятиглавие, с севера и юга к четверику пристроены портики, стесаны архитектурные украшения XVII столетия, изменен облик колокольни, вокруг собора устроена ограда. До закрытия в начале 1930-х гг. в интерьере храма сохранялись старинные иконы, из которых особо древними были образа Св. Троицы и Богоматери Смоленской, находившиеся в местном ряду главного  резного и позолоченного иконостаса в одном из приделов хранилась икона-складень с серебряными створками. В ризнице собора находились старинные напрестольные кресты и Евангелия, шкатулка с древними драгоценными привесками к иконам, жалованные грамоты московских царей соборному причту, комплекты архиерейского облачения, в трапезной же храма висели иконы, некогда находившиеся на воротах серпуховского кремля. В начале XIX столетия интерьер собора был украшен стенописью, которая возобновлялась в1872 г.

В разное время к собору были приписаны храмы Вознесения Господня (1747 г. постройки) и св. блгв. кн. Александра Невского.