Храм Вознесения Господня (утрачен)

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов — территория ситценабивной фабрики

В центре древнего серпуховского Посада издавна стояла церковь святых мучеников Флора и Лавра, в древней Руси — покровителей коневодства, что, возможно, и вызвало появление такого храма здесь — на самой окраине города, возле большой дороги, ведущей из Москвы на юг, а в середине XVI в. — в непосредственном соседстве с Ямским двором(1).

В момент переписи серпуховского посада в 1552 г. храм свв. мчч. Флора и Лавра был центром Фроловской улицы — одной из первостатейных в городе. В районе её князем Фуниковым были записаны не менее 16 зажиточных дворов торговых людей, 44 двора горожан меньшего достатка — извозчиков, мясников, калачников, портных и 9 пустовавших дворовых мест. Поблизости в то время располагался серпуховской торг. От храма свв. Флора и Лавра к храму Рождества Богородицы параллельно р. Наре проходили три его ряда. 145 лавок и ещё 11 пустых лавочных мест находились вблизи Флоролаврского храма(2 )- причём на его церковной земле стояли три лавки, одна из которых принадлежала самому священнику — попу Фёдору, а другая — его сыну Ивану(3).

Во 2-й половине XVI в. церковь свв. Флора и Лавра вошла в зону городских деревянных укреплений, Острога, одна из башен которого и называлась Фроловской. К 1620 г. на земле Флоролаврского храма проживали трое городовых пушкарей с семьями – его прихожане(4). В 1667 г. храм при возобновлении его после пожара был переосвящен во имя Вознесения Господня с сохранением придела свв. Флора и Лавра(5). Вознесенская церковь была перестроена в камне на средства серпуховского купца Григория Тимофеевича Кишкина и освящена 22 июля 1748 г. (6)В 1767 или 1769 г. «тщанием прихожан» с северной её стороны был пристроен тёплый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери(7).

Здание Вознесенской церкви 1748 г. представляло собою типичный посадский храм с центральным объёмом «восьмерик на четверике», пристроенной к нему с запада протяжённой трапезной и, наконец, шатровой колокольней. Храм был интересен своеобразным силуэтом своего «двухъярусного» восьмерика, рельефным декором в виде оконных наличников, угловых пилястров и карнизов. Здание, построенное из кирпича, было побелено; его кровли, луковичные главы и шатёр колокольни – покрашены(8).

С 1806 г. церковь эта приписана к городскому Троицкому собору. В 1820-е гг. службы в ней совершались «дни 3 и 4 в неделю»(9), но к 1917 г. они сделались намного реже, что видно из суммы кружечных сборов по храму за этот год — всего 2 руб. 50 коп.(10)

Храм был разрушен в советские годы; сохранились только его фундамент и нижняя часть стен.

Престольные праздники:

Вознесение — 40-й день после Пасхи.

Владимирской иконы Божией Матери — 3 июня, 6 июля, 8 сентября.

Свв. мучеников Флора и Лавра — 31 августа.

Примечания:

  1.         Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 146, 329.
  2.        Там же. С. 311, 314, 316-317, 324, 329, 331-333.
  3.        Там же. С. 322.
  4.        Холмогоровы В. и К. Исторические материалы о церквах и сёлах XVIXVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 100.
  5.        Там же.
  6.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 9.
  7.        Там же. Ф. 203. Оп. 452. Д. 23 Л. 10об.: 1764 г., но по другим данным: Ф. 737. Оп. 1 Д. 4086. Л. 3 – 1769.
  8.        Храм зафиксирован на фотоснимках: в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина 1910 г. и в фототеке ГНИМА им. А. В. Щусева – Коллекция II. Негатив 416. 
  9.        ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 43об.
  10.      Там же. Д. 4086. Л. 3.