Храм Всех святых на Городском кладбище

Пантелеева М. П. –  заведующая научно-методическим отделом СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, Рабфаковский пер., д. 2

Общественное городское кладбище в Серпухове открыли в конце XVIII века, когда городские власти осуществляли перепланировку города на основании «высочайше конфирмованного плана» 1784 г. Кладбище было заложено «вне городской окружной черты на общественной выгонной земле». В 1820-х годах оно было огорожено, и на его территории были выстроены ворота с двумя калитками по сторонам и два каменных богадельных корпуса. К одной из калиток примыкала часовня, в которой отпевали умерших горожан. Внутри часовни вместо иконостаса помещались шесть небольших икон, поставленных на полках.

Строительство каменного храма при кладбище началось по прошению горожан, составленному от имени городского головы Серпухова Н. Н. Чернова, почетных граждан И. Н. Коншина, В. А. Игнатова и купеческого сына С. А. Карпова митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову), который в 1857 г. благословил постройку храма во имя Всех святых с приделами в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и святого великомученика Никиты.

Основной капитал на возведение кладбищенского храма еще в 1856 г. пожертвовал по своему духовному завещанию потомственный почетный гражданин Николай Максимович Коншин, а 11 сентября 1858 г. сын Н. М. Коншина Иван Николаевич получил разрешение на строительство. Храм планировалось построить возле территории самого кладбища, но не касаясь основанием захоронений. Благочинный Серпухова, протоиерей Троицкого собора Алексей Левитский взял под личный контроль проведение строительных работ.

Проект храма выполнил архитектор Московской губернской дорожной и строительной комиссии Казимир Викентьевич Гриневский (1825-1885 гг.). По его проекту новый храм предполагалось возвести по левую сторону кладбищенской ограды, которую в будущем планировалось распространить еще левее, с тем, чтобы церковь располагалась перед серединой кладбища. Для строительства была выбрана открытая возвышенная площадка, от которой видна большая часть города. Рядом не было никаких строений, и подъезд к площадке с трех сторон был свободным. Фасад церкви с колокольней обращался к МосковскоТульскому шоссе и должен был быть виден из города на значительном расстоянии при высоте колокольни в 16 сажень.

Утверждение проекта нового храма в Серпухове архитекторами искусственного стола Московской строительной комиссии состоялось 21 августа 1858 года, а затем последовало и высочайшее дозволение из Санкт-Петребурга. Храмозданная грамота на строительство каменной церкви с двумя приделами была подписана митрополитом Филаретом 3 октября 1858 года. Официальная закладка и освящение фундамента храма на серпуховском кладбище произошли 21 июня 1859 г. В 1860 г. здание храма уже было возведено до окон. Серпуховской купец Афанасий Гаврилович Карпов заказал и приобрел для трех иконостасов храмовые образа Божией Матери «Взыскание погибших», Всех святых и святого мученика Никиты.

Строительство продолжалось быстрым темпом, но в октябре 1861 г. упали только что возведенные своды храма, и стройка остановилась. Вину за это Городская Дума возложила на автора проекта К. В. Гриневского, который объяснил, что причиной падения сводов была малая поверхность чугунных колонн, служащих их основанием, излишние железные сопряжения в арках и сводах и преждевременное снятие кружал. Осенью 1862 г. Гриневский представил новый проект устройства сводов «с увеличением верхнего основания положением на колонны чугунных коробок с расширенной площадью». После этой истории Гриневский был отстранен от ведения работ, и на его место назначен городской архитектор Владислав Осипович Грудзин (1824 — после 1894 гг.).

Постройка храма была окончена в 1870 году, когда трехпрестольный храм торжественно освятили. Храму был определен причт, которому для жительства серпуховское городское общество отдало в наем помещение бывшей кладбищенской мужской богадельни. Первым настоятелем Всехсвятского храма Московская духовная консистория назначила священника Николая Федоровича Орлова.

В 1873 г. к храму проложили шоссе от Дворянской улицы, которое получило официальное название Кладбищенский проезд (ныне проезд Мишина), чтобы «во всякое время года свободно и без затруднений посещать кладбищенскую церковь и кладбище».

В 1875-1876 гг. Строительное отделение Московского губернского правления утвердило проект устройства над Всехсвятской церковью угловых четырех глав вместо изначально предполагаемого одноглавия. Тогда же серпуховичи собрали средства и на достройку колокольни, которая была возведена к моменту освящения храма только до второго яруса. Новую смету на достройку колокольни было поручено составить В. О. Грудзину. В связи с тем, что собранных церковных денег на окончание колокольни не хватило, было принято решение взять ссуду в Серпуховском Общественном банке. В декабре достройка колокольни была доведена до сводов третьего яруса, в котором должны были разместиться колокола.

Подробное описание Всехсвятского храма составил в 1887 году священник Николай Орлов. Вот какой видели церковь все, кто находился недалеко от городского кладбища. Величественный храм, в формах подражания древнерусскому зодчеству, построен из кирпича в тычковой технике с широким применением белого камня в декоре. Углы облицованы белым камнем. Выше первого яруса окон обведен карниз из белого камня. Фасады членятся белокаменными пилястрами на три части, из которых центральная часть шире боковых. Рундучные крыльца украшены арками с килевидными архиволтами. Стены не оштукатурены, декоративный эффект достигается сочетанием темно-красной поверхности кирпичной кладки с белыми швами и белокаменным декором. Храм стоит на сводчатых подвалах, а с запада к нему примыкает трехярусная колокольня, соединенная с храмом крытым переходом. Кровля храма шатровая на все скаты. На церкви пять глав: большая средняя и малые на углах. Колокольня построена в виде четырехугольной трехъярусной башни с большим колоколом в 252 пуда.

Интерьер храма решен в византийском стиле. Огромное внутреннее пространство перекрыто парусными сводами с ромбовидной выкладкой, опирающимися на круглые с коробками чугунные колонны, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом, с позолоченными коринфскими капителями и кувшинообразными основаниями, поставленные на прямоугольные постаменты. Пол в храме асфальтовый. Стены расписаны «живописным письмом». Иконостасы выполнены по проекту московского архитектора Александра Степановича Никитина (1810-1880 гг.) в 1874-1875 гг. К сожалению, проекты были утрачены, и восстановление иконостасов по ним не представляется возможным.

Церковный причт проживал в трех одноэтажных каменных домах напротив церкви. В приходе Всехсвятского храма находилась и знаменитая в городе «Фирсановская богадельня» с часовней, которую окормлял кладбищенский причт. Двухэтажный каменный дом в 1895 г. построил на свои средства потомственный почетный гражданин Петр Григорьевич Фирсанов (1824-1914 гг.) и оставил Серпухову вместе со 100-тысячным капиталом на пожизненное содержание восьмидесяти «пожилых женщин примерного поведения, которые сами стесняются просить милостыню». По сей день стены «Фирсановской богадельни» служат техническому колледжу.

После кончины в начале 1890-х гг. иерея Николая Орлова, прослужившего во Всехсвятском храме более 20 лет, а в сане священника — более 40 лет, настоятелем кладбищенской церкви в 1892 г. назначили священника Георгия Зерцалова. В начале ХХ века причт кладбищенской церкви состоял из священника Александра Боголепова, диакона Сергия Успенского и псаломщика Алексия Студницына. Священник Александр Алексеевич Боголепов (1868 г. р.) — сын протоиерея Алексия Петровича Боголепова (1839 г. р.) — священника храма Спаса Нерукотворного во Владычном монастыре и брат Николая Боголепова — священника Спасской церкви на Занарском кладбище. Сестра Боголеповых Елена была женой расстрелянного в Бутово священномученика Иакова Бриллиантова. Другая их сестра, Ольга, репрессирована за веру и сослана в Казахстан. С 1910 по 1916 гг. церковным старостой избирался купец М. Д. Толкунов, который, по словам священника, «ревностно заботился о благолепии храма, не жалея собственных средств, каждогодно от неизвестного вносил в храм на церковные нужды свою доброхотную лепту».

С 1914 г. место псаломщика во Всехсвятском храме занял Василий Студницын — сын прежнего псаломщика Алексея Петровича. 19 июля 1920 г. Василий Алексеевич Студницын стал священником и до самого закрытия в 1929 г. служил в храме Всех святых. По воспоминаниям старожилов, на праздники в храм приглашали из Москвы протодиакона Максима Доримедонтовича Михайлова, ранее служившего в серпуховском храме Жен-Мироносиц — известнейшего баса, впоследствии артиста Большого театра.

Приходской кладбищенский храм закрыли по постановлению Серпуховского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в ноябре 1929 года. Еще раньше городское кладбище перешло в ведение Отдела коммунального хозяйства Серпуховского УИКа. Помещение храма было закреплено Комиссией по хлебозаготовкам Серпуховского округа за Хлебосоюзом. В 1932 г. храм был отдан ГОРПО под общежитие для рабочих. Тогда же была снесена глава колокольни, вместо которой водрузили тридцатиметровую радиоантенну весом в 20 тонн. Городское кладбище было закрыто для погребений в 1952 году, территория приходила в запустение. В середине 1980-х годов полуразрушенный храмовый комплекс оказался в центре нового микрорайона города, рядом с заводом «Металлист» и комплексом спортивных сооружений «Труд».

В 1992 году по инициативе горожан и активной поддержке Серпуховской городской администрации в церкви Всех Святых были начаты реставрационные работы. На Троицу, 14 июня 1995 года, было отслужено первое Всенощное бдение, а 25 сентября 1995 г. храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его молитвам и началось восстановление храма. Устройство здания позволило использовать подвальное помещение для служб, и, спустя год, богослужения и требы стали совершаться в подклете, где был устроен временный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадского. Здесь несколько лет велись службы, пока не был отреставрирован основной объем храма. В настоящее время восстановлена трехъярусная колокольня и пятиглавое завершение кровли, постепенно был возведён иконостас, художники кропотливо выполнили настенные и потолочные росписи, колонны вновь обрели былую величественность. Появилось маленькое архитектурное новшество — певчие теперь поют на «хорах», построенных на западной стене напротив центрального алтаря. Летом 2010 года церковь «обрела голос» — на колокольню подняли и укрепили один большой и несколько малых колоколов.

На территории Всехсвятского кладбища когда-то были захоронены участники прогремевших над Россией войн. Каждое лето подростки, организованные представителями центра занятости, работают на территории храма и кладбища, помогая приводить в порядок то, что долгие годы было в запустении. А у входа на кладбище несколько лет назад установлен покаянный крест, у которого, по сложившейся городской традиции, 30 октября служится панихида по жертвам политических репрессий.

С 1997 года при храме активно работает детская воскресная школа «Ковчег», где в четырёх группах обучается около пятидесяти ребят с 3-х до 15-ти лет. Интересно организованный учебный процесс, ежегодные праздничные концерты на Пасху, Рождество и Покров, частые паломнические поездки, отдых в православном летнем лагере — все это укрепляет связь между детьми и родителями, на духовной основе происходит возрождение семейных традиций. Первые выпускники «Ковчега» уже приводят в храм своих маленьких детей.

Престольные праздники:

Всех святых — 2-я Неделя по Пятидесятнице.

Св. великомученика Никиты — 28 сентября.

Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» — 18 февраля, 23 июля — 23 августа.

Св. праведного Иоанна Кронштадтского — 2 января.