Храм Преображения Господня села Жерновка

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район, село Жёрновка, в 6 км.на восток от д. Прончищево
(конечной остановки автобуса № 136 Пущино-Прончищево)

В XVI в. селение Жёрновки известно как центр дворцовой волости, то есть волости, принадлежавшей к собственным царским владениям(1). Каменный сельский храм, во имя Преображения Господня, с тёплым приделом святителя Николая, был построен в 1758 г. на средства генерал-поручика Иродиона Михайловича Кошелева(2). Жёрновский храм – скромный образец провинциального барокко. Простой кубовидный объём четверика, уравновешенный массивом колокольни, богато украшен рельефным кирпичным декором в виде пилястров, лучковых фронтонов над окнами, восьмигранных слухов-медальонов под карнизом, и увенчан изящной, неожиданно хрупкой главкой на высоком барабане.

В конце XIX — начале ХХ вв. здешним прихожанином был помещик Николай Семёнович Мосолов (1847-1914) – известный русский график-офортист, академик и владелец замечательной коллекции западно-европейской гравюры и рисунка, которая собиралась тремя поколениями семьи Мосоловых и была им завещана  московскому Румянцевскому музею. Н. С. Мосолов в 1894 г. пожертвовал 200 руб. на реставрацию придельного иконостаса жёрновского храма, а также на наружную побелку церкви с колокольней(3). В 1896 г., местным священником Александром Архангельским, Н. С. Мосоловым и другими прихожанами, было собрано 300 рублей для сооружения на сельском кладбище каменной часовни в память о новопреставленном императоре Александре III. Часовня была  освящена 4 апреля 1898 г(4).

В 1781 г. в приходе села Жёрновка числилось 57 дворов, в 1798 г. – 46 дворов или 236 душ мужского пола, в 1812 г. – 48 дворов, 216 душ мужского пола и 206 –
женского пола,  в 1893 – 211 приходских душ мужского пола и 252 – женского(5). К этому же приходу относилась деревня Елокова; с  1878 г. присоединено село Хотавки с сельцом Кошиным, деревнями Тяпкино и Акуловка(6). Храм села Жёрновка был закрыт в 1932 г.(7). С 1999 г. его здание возвращено Русской Православной Церкви; ныне в селе регулярно совершаются богослужения.

С Жёрновкой соседствовал приход села Сенькина (2 км.западнее) с храмом Архангела Михаила, известным с 1570-х гг.(8). Деревянная церковь, построенная в 1691 г. помещиком Гавриилом Матвеевичем Пестовым, сгорела предположительно в 1920 году(9). Взамен прихожане выкупили национализированный помещичий дом, в котором Михаило-Архангельский храм был устроен и освящён заново. Его «всем миром» украсили домашними иконами, сюда же были перенесены утварь и иконостасы из Владычного монастыря и Александро-Невской тюремной церкви города Серпухова, из Троицкой церкви города Каширы и Богородице-Рождественской церкви села Тульчина. Но в 1932 г. храм в Сенькино  закрыт, здание передано Школе колхозной молодёжи, а верующие перешли в церковь с. Енина(10). В сенькинский приход входили д. Зыбинка, Грязки и Прончищево; с 1878 г. сюда же был приписан деревянный Георгиевский храм с. Вязищи, построенный помещиком Иваном Петровичем Савеловым в 1684 году(11). В нем богослужение совершалось до 1929 г., в 1932 г. местный колхоз намеревался занять церковное здание под ссыпку зерна(12). Это последнее, что удалось узнать о судьбе храма села Вязищи по документам.

Престольные праздники:

Преображения Господня – 19 августа

Настоятель храма – священник Михаил Заячкин
Телефон – (496)773-17-91

П р и м е ч а н и я:  

  1. Беспалов Ю.В. Земля вятичей. М., 2007. С. 214.
  2. Приходы и церкви Тульской епархии. Извлечение из церковно-приходских летописей. Тула, 2010.  С. 221. И.М. Кошелев также был строителем  церквей Святителя Николая в  с. Городищи (1752) и Св. Апостола Иродиона в с. Хотавки (1763): там же, С. 220-222 – оба на территории Ясногорского р-на Тульской обл.  
  3.  ГАТО, Ф. 3, Оп. 7, Д. 3751.
  4. Там же, Д. 4321.
  5. Там же, Ф. 1770, Оп. 1, Д.147, Л. 76; Д.487, Л. 34; Ф. 3, Оп. 2, Д.832, Л. 6об.-7; Оп. 7, Д.1894, Л. 2.
  6.  Приходы и церкви Тульской епархии… С. 221-222.
  7.  ЦГАМО, Ф. 4570, Оп. 1, Д.45, Л. 17-19.
  8.  История города Серпухова и Серпуховского края XIV-XVI вв. (материалы и исследования) <Серпухов, 2009>. С. 233.
  9. Ю.В. Беспалов в своей  уже цитированной книге: С. 212 – связал данный  пожар с 1930 г. Но исходя из того, что храм был возобновлён в усадебном здании в 1920 г.: ЦГАМО, Ф. 4750, Оп. 1, Д. 45, Л.67 —  мы полагаем эту датировку ошибочной.
  10.  ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д. 28; Ф. 4570, Оп. 1, Д.45, Л. 51-72.
  11.  Приходы и церкви Тульской епархии… С. 229-230.
  12.  ЦГАМО, Ф. 4570, Оп. 1, Д.45, Л. 74-78.