Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район, село Бутурлино в 3 км к юго-востоку от железнодорожной станции Серпухов, остановка автобуса № 24 Серпухов-Новинки
Село Бутурлино — владение серпуховского Высоцкого монастыря, уже с церковью святителя Николая Чудотворца — впервые упоминается в описи Окологородного стана Серпуховского уезда от 1552 г.(1). В 1627 г. бутурлинский храм был «древяной клетцки»; церковные утварь и украшение — пожертвованы частично монастырём, а частью приходскими людьми(2).
Во 2-ой четверти XVIII века в селе строится существующая каменная Никольская церковь с правым тёплым приделом во имя Казанской иконы Божьей Матери, который был освящен в 1723 г. Через несколько лет в 1739 г. была освящена основная церковь(3). Храмоздателями были люди неизвестного звания, по имени Исаакий и Мавра. Напоминанием о них долгое время служили икона преподобного Исаакия Далматского и мученицы Мавры в местном ряду иконостаса (1820 г.), позднее — в трапезной основного храма (1925 г.), а также запись в синодике 1802 г.(4).
В 1884-1887 гг., старанием церковного старосты потомственного почётного гражданина Петра Ивановича Рябова, обветшавшие придел, трапезная и колокольня были снесены и выстроены заново; кроме того — пристроен северный придел во имя священномученика Петра Александрийского. Провёл реконструкцию храма архитектор Митрофан Александрович Арсеньев(5). В 1876 г. в основном храме был возобновлён иконостас «византийского стиля», «в пять поясов»; в 1885-1886 гг. аналогичные, трёхъярусные иконостасы устроены в новых приделах(6). Среди храмовых святынь особенно почитались иконы Божией Матери: «Живоносный Источник», Фёдоровская и Владимирская (последняя была пожертвована в 1857 г. московской мещанкою Емельяновой)(7). В 1911 г. при храме, на средства церковного старосты Семёна Петровича Рябова, построена каменная сторожка(8). Центральная часть храма, постройки XVIII в., представляет собою простой четверик, перекрытый сомкнутым сводом. Западный фасад 1880-х гг. более живописен по силуэту, образуемому тремя шатрами колокольни и симметричных ей приделов.
Храм был очень любим прихожанами: к 1884 г. накануне перестройки здания приход составляли более 1700 местных жителей и ещё около 1000 сезонных рабочих фабрики П. И. Рябова(9) в деревне Нефёдово. В 1917 г. в приходе было 369 дворов и 1198 жителей обоего пола (в том числе 143 старообрядца-поповца). Помимо села, сюда относились деревни Борисово, Ивановское, Палихово, Нефёдово, Кончаково, Новосёлки, Левашёво и Манишки; железнодорожная станция Серпухов(10). В 1920-е гг. официально зарегистрированное при храме религиозное общество состояло из 57 верующих (11); бутурлинская община была весьма активной и не раз выступала с жалобами на действия местных властей(12). Церковный староста с 1919 г. Иван Сергеевич Васильев (1869-1932), в 1929 г. высланный в Казахстан и там умерший, ныне канонизирован как исповедник.
В 1930-е гг. храм в Бутурлино был закрыт и разорён. 1992 г., с передачей церковного здания верующим, открылся период его возрождения. В 2000-е годы храм украшен стенными росписями.
П р и м е ч а н и я:
- История города Серпухова и Серпуховского края XIV-XVI вв. (материалы и исследования). <Серпухов, 2009>. С. 214.
- Холмогоровы В. и Г., Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 117.
- Скворцов Н.А. Архив Московской Св. Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. Выпуск первый. М.,1911 г. С. 259-260.
- ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 737, Оп. 1, Д.900, Л. 8.; ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д.36, Л. 4; ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д.83, Л. 182-182об.
- 5. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, Л. 182, 186об, 188-190. О М.А. Арсеньеве – см.: Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 годы). Иллюстрированный биографический словарь. М., 1998. С. 23.
- 6. Там же, Л. 186об.
- 7. Там же, Л. 187-187об.
- Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д.4086, Л. 221об.
- Там же, Ф. 454, Оп. 3, Д.83, Л. 188 об.
- Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д.4086, Л. 229.
- ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д. 36.
- Там же, Ф. 4570, Оп 1, Д.45, Л. 20; Д.165, Л. 49, 50.
ЖИТИЕ ИСПОВЕДНИКА ЗЕМЛИ СЕРПУХОВСКОЙ ИОАННА (ВАСИЛЬЕВА)
День памяти — 6 декабря
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
Исповедник Иоанн родился в 1869 году в селе Мартьяново Серпуховского уезда Московской губернии в семье рабочего-слесаря Сергея Васильева. С 1884 года он работал в харчевной лавке фабрики Рябова, где стал со временем приказчиком. После увольнения он в 1922 году открыл свою торговлю. С 1919 года Иван Васильев был церковным старостой Никольского храма в селе Бутурлино Серпуховского уезда Московской губернии, где настоятелем в то время был священник Константин Уаров.
В июле 1929 года произошел следующий случай. В селе умер 18-летний комсомолец, но родители все же пригласили священника отпеть умершего. Накануне похорон к матери пришел председатель комсомольской ячейки и стал требовать, чтобы похороны были гражданскими, без священника. Мать не согласилась, и наутро отец Константин пришел совершать отпевание. Брат покойного, активный комсомолец, не дождавшись окончания отпевания, вместе с другими комсомольцами взяли гроб и понесли в красный уголок. Затем гроб с музыкой понесли на кладбище, устраивая по дороге антирелигиозные митинги, на которых говорилось, что гражданские похороны лучше церковных. Из народа, которого собралось человек 500, стали разноситься реплики: «Отдайте покойника священнику, что вы хороните его, как скотину». Народ стал говорить матери о том, что хоронить без священника — тяжкий грех, тогда мать и сестры покойного не дали опустить гроб в могилу. Поднялся крик и шум, толпа людей отняла у комсомольцев гроб с телом и понесла его в церковь, где отец Константин вместе с причтом закончил отпевание.
26 июля 1929 года в газете «Набат», издаваемой коммунистами Серпуховского уезда, была напечатана заметка под заголовком «Силой унесли гроб в церковь», подписанная псевдонимом Безбожник. По поручению начальника Серпуховского районного административного отдела было проведено расследование обстоятельств описанного в статье происшествия и сделан вывод, что факты в статье изложены неверно, со стороны священника «хулиганских действий проявлено не было, и данный случай произошел по вине комсомольской организации, так как последняя не согласовала вопрос с родственниками умершего, что они будут хоронить его без священника».
30 августа 1929 года ОГПУ завело уголовное дело в отношении священника Константина Уарова, служившего в Никольском храме в Бутурлино. Староста храма Иван Сергеевич Васильев был обвинен «в распространении ложных слухов о невиновности попа». 3 сентября Иван Васильев был арестован и заключен в Серпуховской дом заключения. В тот же день его допросили. На вопросы следователя он ответил: «Во время похорон я не присутствовал и поэтому ничего не видел и не знаю». 16 сентября следствие было закончено. Староста храма Иван Васильев был обвинен в том, «что пытался создать общественное мнение в защиту священника Уарова и проводил агитацию верующих за организованную борьбу против политики советской власти по отношению к Церкви»
Следователь, однако, констатировал, что «в деле не имеется достаточных свидетельских показаний, указывающих на прямое участие Уарова и Васильева в совершении преступления, настоящее дело дальнейшим следствием прекратить, но, принимая во внимание… социальную опасность обвиняемых, постановил… дело направить в Особое Совещание при ОГПУ с ходатайством о применении административной высылки… сроком на три года для каждого».
4 ноября 1929 года тройка ОГПУ приговорила отца Константина к заключению в концлагерь на три года, а Ивана Васильева к высылке на три года в Казахстан, куда он этапом добирался вместе с уголовниками полгода. Срок высылки истек 3 сентября 1932 года, но освобождения он не получил. Из-за суровых условий ссылки Иван Сергеевич, будучи уже пожилым человеком, сильно заболел ревматизмом ног. Из-за острых болей он не мог ходить. Землянка, в которой он жил, была размером 3,5 на 3,5 метра, и в ней обитало три человека. Место ссылки находилось более чем в 400 верстах от железной дороги, почему даже и по окончании срока больному человеку нелегко было выехать оттуда.
Сын Ивана Сергеевича ходатайствовал о досрочном освобождении отца, но 4 декабря 1932 года родственники получили телеграмму, а потом письмо от священника Скворцова, отбывавшего наказание вместе с Иваном Сергеевичем, где было сказано, что их отец смертельно болен, у него отнялись руки и ноги и помочь ему нечем. Иван Сергеевич Васильев умер 6 декабря 1932 года и был погребен в безвестной могиле.