Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, ул. 2-я Московская; старая церковь —
участок между дд. № 28/3 и 36а;новая церковь — участок между дд. № 43/15 и 47/10.
Место расположения храмов Cвв. Жён-Мироносиц было оседлым славянским поселением ещё с домонгольского времени, о чём говорят материалы раскопок(1). По всей видимости, здесь располагалось село, в 1370-х гг. подаренное князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Высоцкому монастырю, о чём говорится в послании митрополита Московского Киприана игумену монастыря Афанасию(2). Предположительно, это и было с. Нарьское(3), о котором упоминается в духовной грамоте (завещании) великого князя Ивана Калиты, составленной ок. 1336 г., но уже нет сведений в духовной кн. Владимира Андреевича 1401-1402 гг.(4) Именование местности селом в документах с XIV в. говорит о присутствии там православного храма. В источниках XVI-XVII вв. данное место именовалось обычно Сельцом(5) или Подборьем(6), позднее — с. Мироносицким(7).
Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя Свв. Жен-Мироносиц относится к 1552 г.(8) Стоял в селе и «монастырёк» — видимо, подворье Высоцкого монастыря. При нашествии крымского хана Дивлет-Гирея в 1571 г. церковь и 10 келий «монастырька» были сожжены(9). Согласно писцовым книгам 1629 г., население Сельца занято главным образом в хозяйстве монастыря: упоминаются монастырские повара, квасовары, свечники, рыболовы, «сетник» и портной(10). Но в следующие 20 лет крестьяне активно обращаются к частным промыслам и в 1649 г., при переписи Серпухова Алексеем Логвиновичем Игнатьевым, богатое Сельцо включено было в городской посад: 62 двора, хозяева которых жили кузнечным ремеслом и торговлей, в том числе и «в отъезд»(11).
Около 1685 года храм Свв. Жен-Мироносиц был выстроен в камне(12). Видимо, в том же столетии при нём сооружена отдельно стоявшая колокольня(13). 5 мая 1730 г. вышел указ о строительстве при Мироносицкой церкви придела во имя Софии Премудрости Божией(14). Здание храма в центральном своём объёме, сохранявшемся от XVII в., представляло позднюю версию крестовокупольного храма(15). Снаружи церковь была перекрыта четырёхскатной железной кровлей, увенчанной пятиглавием. Особенностью интерьера был относительно низкий потолок: высота здания 12,8 м при общей длине ок. 24,5 м и ширине 25 м. С пристройкой трапезной и боковых приделов в нач. XIX в. с северной, западной и южной сторон храма в стенах XVII в. прорезаны были широкие полуциркульные арки, а окна в оставшихся частях этих стен заложены. Первоначальные внешние украшения храма к началу ХХ в. сохранились лишь фрагментарно: наличник окна колокольни позволял судить и о декоре прочих окон; под перекрытием трапезной на западном фасаде оставались карнизы и пояски, налицо были также парные декоративные закомары в завершении стен и арочки с полуколонками на барабанах. Все эти украшения были рельефными, из кирпича основного материала постройки. Отдельно стоящая колокольня представляла собою массивный четырёхгранный столп с арочными проходами в нижнем ярусе.
В 1809 г. в Мироносицком храме «тщанием прихожан» заново устроены приделы: северный — во имя иконы Знамения Божией Матери (возможно, на месте прежнего Софийского: в силу содержательной близости этих посвящений: иконография Софии Премудрости Божьей, в киевском её варианте, прямо происходит от Знамения Божией Матери), южный же придел — во имя Успения Богоматери(16). Вероятно, тогда же сооружены трапезная, верхний ярус колокольни; возобновлены алтарь(17) и главный иконостас храма(18). Новые приделы, в виде четвериков, украшены были со стороны входа четырёхколонными портиками с фронтонами и увенчаны полусферическими куполами, над которыми высились декоративные луковичные главки. Аналогично был декорирован и возобновлённый главный алтарь(19). Мироносицкие приделы 1809 г. по форме и декору сходны с храмом Печерской Божией Матери в Серпухове 1808 г.(20), что позволяет приписать обе постройки одному, пока неизвестномуавтору. Колокольня же получила завершение в виде арочной звонницы, увенчанной невысоким шпилем. Большой колокол, отлитый в 1835 г., весом 524 пуда 15 фунтов (ок. 8,5 т), был крупнейшим в городе(21).
По описаниям рубежа XIX и ХХ веков, старая Мироносицкая церковь была оштукатурена, кровля её и главы выкрашены зелёной краской; восьмиконечные, с цепями, кресты на восьми главах – позолочены(22). Внутри храма был расписан потолок, на восточной стене снаружи имелась икона Деисуса; в приделах фрагментарно сохранялись росписи нач. XIX в.: орнаменты и архитектурные мотивы. Главный иконостас был от того же времени, двухъярусный, посеребрённый с позолоченными украшениями: замечательный по пропорциям и пластике деталей — но к 1910 г. безнадёжно уже поражённый грибком(23). Внутренность купола украшали лепные изображения Господа Саваофа и херувимов. В храме сохранялись деревянные скульптуры «Христос в темнице» и «Никола Можайский»(24).
Мироносицкий храм принадлежал к разряду самых богатых и посещаемых в Серпухове. В 1826 г. в его приходе значилось 235 дворов, 1206 душ мужского пола, 1386 — женского; в 1866 — соответственно, 269, 1669 и 1934; в 1917 г. — 354 двора, 1725 прихожан и 1991 прихожанка. Помимо жителей южной части Серпухова, храм посещали крестьяне пригородных деревень Заборье, Высоцкая слобода и Ивановская(25). Старостами церкви, по традиции, были серпуховские купцы Мазурины(26).
В ноябре 1868 г. мироносицкий причт подал в епархию прошение о постройке нового храма: трёхпрестольного, с теми же посвящениями, что и прежний — на 80 000 руб., завещанных почётным гражданином Андроником Андреевичем Солодовниковым и 50.000 рублей, пожертвованных «на тот же предмет» неизвестным лицом. Старое церковное здание предлагалось разобрать, а из материала его построить колокольню. В мае 1869 г. Консистория разрешила это строительство, но вопрос о судьбе старого храма был отложен до его окончания(27). Работы начались 15 июня 1869 г., а 14 сентября 1870 г. уже возведённые купола нового храма обрушились. В апреле 1871 г. было разрешено продолжить строительство по прежнему проекту(28), и оно завершилось в сентябре 1880 года(29). Новый храм, спроектированный архитектором Александром Степановичем Никитиным (1809-1880 гг.)(30), представлял собою характерный образец архитектурного эклектизма сер. XIX в.; был ориентирован, как на прототип, на московский храм св. Климента папы Римского на Пятницкой улице (1762-1774 гг.)(31).
В дальнейшем богослужения в старом храме не совершались, но использовалась его колокольня(32). 22 апреля 1909 г. причт вновь обратился за разрешением снести его и из камня построить ограду вокруг нового храма. В январе 1910 г. эксперт Московского археологического общества И. В. Рыльский осмотрел здание и посоветовал разобрать ветхие пристройки XIX в., но колокольню и храм XVII в. — реставрировать и совершать там требы. За сохранение памятника тогда же выступил Д. К. Тренёв, известный как автор книги «Серпуховской Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности» (М., 1902) (33).
Старая Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е гг., здание же новой церкви, переданное военному ведомству(34), сильно пострадало от бомбардировок 1941-1942 гг.; руины её разобраны в 1960-х.
Престольные праздники:
Святых жен-мироносиц — 3-я Неделя по Пасхе.
Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа.
Иконы Божией Матери «Знамение» — 10 декабря.
Примечания:
- Шилов В.В. Серпуховское удельное княжество XIV—XV вв.// История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 15.
- Тренёв Д.К. Серпуховский Высоцкий монастырь, его иконы и достопамятности. Серпухов, 2007. С. 34-35.
- Шилов В.В. Указ. соч. С. 14-15.
- История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 182-183, 198-199.
- В материалах переписей: Сотной кн. В.С. Фуникова 1552 г.; Дозорных книгах У.С. Ляпунова 1646 г. — Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С.279, 319.
- В льготной грамоте царя Ивана IV Высоцкому м-рю 1571/72 гг. — История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 227 – и в писцовых книгах в Окологородном стану 1629 г. — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108.
- В писцовых книгах в Окологородном стану 1629 г. — Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 108., Строельных книгах А.Л. Игнатьева 1649 г. — Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 282.
- В переписных книгах на Владения Высоцкого монастыря Василия Ситчина и Кости Васильева 1555 г. – ссылка на писцовые книги кн. Василия Семёновича Фуникова да Ивана Тимофеевича Бухарина «с товарыщи», 1552 г. — История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 214.
- В переписных книгах на Владения Высоцкого монастыря Василия Ситчина и Кости Васильева 1555 г. – ссылка на писцовые книги кн. Василия Семёновича Фуникова да Ивана Тимофеевича Бухарина «с товарыщи», 1552 г. — История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009. С. 214.
- Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины М., 1896. С. 108.
- Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880. С. 197-198, 282-285.
- Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли. М., 1992. С. 111.
- По замечанию И.В. Рыльского, 1910 г – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 36.
- Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. Вып. 9. Волоколамская и Серпуховская десятины. М., 1896. С. 108.
- Облик обоих храмов запечатлён на фотографиях: в альбоме видов г. Серпухова издания И.И. Улитина, 1910 г. и в фототеке ГНИМА – колл. I, нег. 81, 82, 3511, 3512, 3514, 3519; колл.V, нег. 40843, 40886, 40887. Описание Старой Мироносицкой церкви содержат «метрика»-анкета Императорской Академии художеств, 1887 г. — ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Лл. 29-32об. и акт осмотра памятника уполномоченным Московского Императорского археологического общества И.В. Рыльским, в 1910 г. – Там же, Лл. 36-38.
- Там же Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 75. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83 Л. 29, 30. Энциклопедический словарь изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. XXXI, полутом 61. СПб., 1900. С. 1-2.
- По замечаниюИ.В. Рыльского, 1910 г – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 36.
- ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 79. Л. 43об.
- ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Лл. 29об., 37.
- Там же. Л. 94. Ф. 737. Оп. 1. Д. 1079. Л. 13.
- Там же.Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 31об
- Там же. Лл. 29-29об.
- Там же. Лл. 31об.,37об.
- Там же. Л. 30об., 31об.-32.
- Там же. Ф. 203. Оп.444. Д. 6. Л. 5, Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 85.
- В 1868 – ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 1, 1909 – Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 33 — и 1917— Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 76об. – годах.
- Там же. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6.
- Там же. Оп. 455. Д. 20.
- Там же. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 75.
- Там же. Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 2об.; Оп. 455. Д. 20. Л. 1об.
- Там же. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 32.
- Вплоть до января 1924 г. — ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 79. Л. 43.
- ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1 Д. 1079. Л. 16; Ф. 203. Оп. 444. Д. 6. Л. 33-40об.
- К 9 августа 1933 г. – ЦГАМО. Ф. 4570. Оп. 1. Д. 45. Л. 16