Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район, деревня Дракино
(конечная остановка автобуса № 21 Серпухов-Дракино)
Здесь, на левом берегу реки Протвы, при её слиянии с Окою, стоял древнерусский город Любинец Омосов, иначе Лобынск, упоминаемый в Никоновской летописи под 1146, а в Ипатьевской — под 1147 г.(1). Эта небольшая крепость владимиро-суздальских князей контролировала устье Протвы и, одновременно — брод через Оку. Археологи раскопали в данном месте большое селище, датируемое VIII-XIV веками. Вероятно, это был посад древнего Лобынска — стены же города располагались там, где теперь Борисоглебский храм(2). С возникновением Серпухова значение Лобынска угасает — его сменило село Дракино, вотчина Высоцкого монастыря, документально известное с 1552 г.(3). Из позднейших источников видно, что к 1627 г. с деревней Дракино соседствовали сельцо Тишково, принадлежавшее двум помещикам, и погост Борисоглебский, «на государевой земле», с одноимённой ему деревянной приходскою церковью. К 1705 г. эти сельцо и погост, видимо, слились — отныне Борисо-Глебская церковь числится при селе Тишково(4) — которое вошло в черту деревни Дракино только в ХХ веке.
Настоящее церковное здание было возведено в 1684 г. — таким образом, это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния. К нему в 1882-1883 гг. пристроены приделы : правый во имя преподобного Сергия Радонежского, левый — Боголюбской иконы Божией Матери(5): по проекту городского архитектора города Серпухова Владислава Осиповича Грудзина (1824 — после 1896 гг.)(6). Согласно местному преданию, строителем этих приделов был один из графов Орловых-Давыдовых(7), который, как-то, проезжая здесь, заблудился в метели и едва не погиб, но ему явился преподобный Сергий и указал дорогу к жилью. Спасённый граф так чтил эти места, что завещал похоронить себя на сельском кладбище; его каменное, с изображением Евангелия, надгробие в 1960-х гг. было уничтожено вандалами, и ныне на могиле поставлен простой деревянный крест.
Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII в. типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694) и Никольская церковь погоста Березна (1698). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х гг., о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века.
Вплоть до начала XIX века в приход села Тишкова входило сельцо Гурьево (Глебовское), на противоположном берегу Протвы, отнесённое затем к Калужской епархии. Взамен его, в 1807-1808 гг. настоятель Борисоглебского храма хлопотал о приписании Спасской церкви села Шатова — однако без результата(8). В начале ХХ в. местный приход, кроме села Тишкова, включал деревни Дракино и Иваньково (9).
В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 г. оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову.
В 1997 г. храм на Протве возвращен верующим, в 2000 г. в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 г. Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон.
Престольные праздники:
Святых благоверных князей Бориса и Глеба – 15 мая, 6 августа
Боголюбской иконы Божией Матери – 1 июля
Преподобного Сергия Радонежского – 18 июля, 8 октября
Настоятель храма – протоиерей Алексий Филатов
Телефон – (496)774-49-71
П р и м е ч а н и я:
- Полное собрание русских летописей. Т. IX. М., 1965, С. 171-172; Ипатьевская летопись – издание Археографической комиссии, СПб., 1871, С. 241.
- Раскопки Т.Н. Никольской, 1970-х гг. – см. Беспалов Ю.В. Земля вятичей, М., 2007, С. 48-49.
- История города Серпухова и Серпуховского края XIV—XVI вв. (материалы и исследования). Серпухов, 2009, С. 214.
- Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 124.
- ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 454, Оп. 3, Д. 84, Л. 134, 188.
- Там же, Ф. 549, Оп. 3, Д. 53, Л. 78.
- Точных сведений о личности храмоздателя у нас, к сожалению, нет. К тому же нельзя отождествить его ни с первым из гр. Орловых-Давыдовых Владимиром Петровичем (1809-1882), ни с его сыновьями Владимиром (1837-1870), Анатолием (1837-1905) и Сергеем (1847 – 1905). Все эти лица погребены в своей родовой усадьбе Семёновское-Отрада (ныне Ступинский р-н. Московской обл.).
- ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 737, Оп. 1, Д. 690.
- ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1, Д. 45.