Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район, село Игумново
(остановка автобусов № 31 Серпухов-Турово и № 41 Серпухов-Зиброво)
Первое известие о селе Игумнове содержится в писцовых книгах 1627/1628 гг. — как о вотчине серпуховского Высоцкого монастыря (- происхождение имени этого села вполне очевидно). Тогда здесь были монастырский двор и деревянный («клецки») храм во имя святых мучеников Флора и Лавра, стоявший «без пения», то есть без церковной службы. В 1646 г. это состояние сельской церкви сохраняется, но в 1672 г. при ней уже есть священник(1). После 1764 г. игумновские земли наряду с прочими монастырским владениями в Российской империи были секуляризованы, т. е. перешли в собственность государства.
10 июля 1798 г. деревянная Флоро-Лаврская церковь «в ночи от громового удара и молнии сгорела до основания». В то время приходской священник был переведён на другое место, новый так и не прислан, и за храмом следили пономарь Степан Иванов 20 лет, сын дьячка Сильвестр Васильев 11 лет, а также 427 человек прихожан — ими была вынесена из огня большая часть храмовой утвари, ризницы и икон(2), включая антиминс(3). В том же году жители прихода просили о возобновлении деревянного храма и уже получили на него храмозданную грамоту, когда 17 декабря 1800 г. московский купец Савва Олимпиев сын Кульков заявил о своём намерении построить в Игумново каменную церковь в прежнее имя свв. мчч. Флора и Лавра, но с приделом святителя Саввы Сербского(4). В сентябре же 1804 г. Кульков обращается в Епархию с просьбою об освящении уже готового южного придела, сообщая при этом, что и основной храм «в окончание приходит». Саввинский придел с. Игумнова был освящён 7 июля 1807 г. архимандритом московского Спасо-Андроникова монастыря Феофаном(5).
Архитектура церкви – отголосок зрелого московского классицизма, выдающимся представителем которого был Казаков, память о зданиях, сгинувших в пожаре 1812 г.
Форма храма – ротонда на четверике и полукруглая апсида алтарной части – устойчивы и полнокровны. Трапезная просторна, перекрыта в интерьере широким сводом. Колокольня по высоте почти не возвышается над куполом. Приземистые боковые портики (северный из которых ныне утрачен): обращённые к селу и ведущей мимо большой дороге, — придают облику храма своеобразный усадебный уют.
В храме изумительная акустика. Звук голоса усиливается огромным куполом идеальной формы. При современной реставрации в ротонде и куполе были обнаружены голосники – вмазанные в каменные стены глиняные горшки, игравшие роль своеобразных микрофонов. Голосники характерны для древнерусских церквей, а вот для храмов XIX века это редкость.
Должно быть, безвременная смерть ктитора Саввы Кулькова задержала освящение основного Флоро-Лаврского храма, который, «по малоприходству и бедности», оставался неукрашенным ещё около 15 лет. Но к лету 1823 г., старанием священника московской, Сретенского сорока, церкви Святой Троицы-в-Покровском Стефана Алексеева — в Игумнове был вызолочен основной иконостас, а храм украшен иконами и стенной росписью (- которая, не будучи необходимой для освящения храма, явилась особенным проявлением щедрости жертвователя). 19 августа 1823 г., по указу Московской духовной консистории, о. Стефан Алексеев в качестве храмоздателя освятил Флоро-Лаврскую церковь в с. Игумнове, как о том и просили у епархиального начальства местные священник и прихожане(6).
В 1892 г. в селе Игумново открывается церковно-приходская школа.
Флоро-Лаврский храм как и абсолютное большинство русских храмов, пережил трагедию ХХ века. В 1939 г. он был закрыт и разорен. Иконы разбиты, все ценное убранство увезено в Серпухов. Но стараниями тогдашнего настоятеля протоиерея Саввы Гаврилина (умер в 1954 г.) удалось спасти от уничтожения большое деревянное распятие и ростовую икону Архангела Михаила. Эти святыни сейчас снова в родном храме и являются особо почитаемыми. Храм по тогдашнему обычаю был превращен в склад. Конечно, и стенная роспись была замазана и иконостас поломан, но исполинские стены храма устояли перед натиском советских вандалов. А в 80-е годы ХХ века склад убрали, и храм превратили в клуб.
С 1996 г. богослужение Флоро-Лаврском храме села Игумново восстановлено. При храме активно работают воскресная школа «Пчелки» и приходская библиотека.
Престольные праздники:
Святых мучеников Флора и Лавра – 31 августа
Святителя Саввы Сербского – 25 января
Настоятель храма – протоиерей Владимир Кирпичев
Телефон – (496)773-01-84
П р и м е ч а н и я:
- Холмогоровы В. и К. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Выпуск седьмой. Перемышльская и Хотунская десятины (Московского уезда). М., 1889. С. 135-136.
- ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 203, Оп. 760, Д. 293, Л. 2-2об. Составленная в 1821 г. ризничная опись фиксирует спасенное при этом пожаре убранство Флоро-Лаврского храма, в частности замечательное собрание облачений – там же, Ф. 737, Оп. 1, Д. 902.
- ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 203, Оп. 208, Д. 822, Л. 1об..
- Там же, Оп. 760, Д. 822, Л. 2об. – возможно, С.О. Кульков был владельцем сельца Саймоново (Соймоново), в 6 км. от с. Игумнова – которого местное предание называет строителем Флоро-Лаврской церкви.
- Там же, Л. 1, 5.
- Там же, Ф. 203, Оп. 208, Д. 822, Л. 1-2, 4.