Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. № 36а
На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.
В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки(1). Итак, с давних пор здесь был весьма оживлённый район посада, в прошлом знавший ещё более успешные времена.
По преданию, ок. 1495 г. в семье священника церкви свв. мчч. Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием(2).
В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю(3). В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы(4). 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких(5).
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г.(6), однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г.(7) К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю(8). В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня. К 1917 г. в Сретенский приход входило 104 двора в г. Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола(9).
Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие(10).
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв.(11) Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.
В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.
Здесь можно увидеть современный интерьер Сретенского храма и его разрушенную трапезную часть.
Престольные праздники:
Сретение Господне — 15 февраля.
Иконы Божией Матери Толгская — 21 августа.
Свв. бессребреников Космы и Дамиана Асийских — 14 ноября.
П р и м е ч а н и я:
1. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880 г. С.149-150, 313, 321, 324-325, 328.
2. Волков И.А., Миссионерская деятельность уроженца Серпухова свт. Варсанофия Тверского в Казани…// Материалы четвёртой научно-просветительской православной конференции 2006 г. «Варлаамо-Афанасьевские чтения». Серпухов, 2008. С. 37-48.
3. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятина (Московской губернии). М., 1896. С. 112.
4. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880 г. С. 187-188.
5. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятина (Московской губернии). М., 1896. С. 112.
6. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 179.
7. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятина (Московской губернии). М., 1896. С. 113.
8. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737 Оп. 1. Д. 1079. Л. 28.
9. Там же. Д. 486. Л. 185.
10. Предание о серпуховском происхождении Преподобного Германа в последнее время ставится под сомнение. Биограф Аляскинского святого Сергей Анатольевич Корсун в своём интервью Возвращение Русской Америки – Вера (Эском). Христианская газета Севера России (Сыктывкар). Июнь 2007, вып. 1. № 541. (http:// rusvera. mrezha. ru/ 541/ 9. htm) — указал на документы в ЦГИА, удостоверяющие, что Преподобный назывался в миру Егор Иванович Попов и был крестьянином Кадомской провинции Воронежской губ., затем — солдатом.
11. Облик Сретенского храма в начале .ХХ в. запечатлён на фотоснимках из альбома видов г. Серпухова издания И.И. Улитина 1910 г.; из фототеки Государственного научно-исследовательского Музея архитектуры им. А.В. Щусева: №№ КП НВФ 752/129, 752/131.