Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район, село Лужки
(конечная остановка автобуса № 47 Серпухов-Лужки)
В окрестностях села Лужки археологами выявлены следы постоянного пребывания человека начиная с эпохи мезолита (7-го/6-го тысячелетий до Рождества Христова)(1). Раннее известие о «сельце Лушки» содержат писцовые книги 1627 г. как о вотчине дворян Арцыбушевых, согласно грамоте 1619 г. Под 1659 г. здесь впервые упоминается Троицкая церковь в связи с отмежеванием ей земли, ранее принадлежавшей Успенскому храму, бывшему где-то в этих же местах и утраченному в годы Смуты начала XVII в. 1 декабря 1701 г. в Лужки выдан антиминс и для придельного храма святителя Николая(2).
6 мая 1756 г. серпуховской купец, «парусинной, полотняной и бумажной фабрик содержатель» Василий Григорьевич Кишкин просил Московскую консисторию о разрешении построить в Лужках, взамен обветшавшей деревянной церкви Св. Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая — каменный храм того же посвящения (причём названная бумажная фабрика находилась поблизости, в с. Карповском). К 20 мая того же 1756 г. московская контора Св. Синода благословила это строительство, а 30 мая 1758 г. уже был дан указ освятить вновь построенные в Лужках Троицкий храм с Никольским приделом(3). Освящение состоялось, очевидно, 20 июня 1758 г., такая дата сто с лишним лет спустя читалась на стене придельного алтаря(4). При этом антиминс храма в Лужках был подписан митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари) (1705-1774), с 1752 г. жившим в Москве и основавшим там в 1761 г. грузинскую типографию(5).
Здание Троицкой церкви в Лужках завершает собою целую серию серпуховских храмов 1740-х/50-х гг. — это итог той пластической эволюции, выражением которой стали также Казанский и Крестовоздвиженский храмы г. Серпухова, Никольская церковь на р. Сушке. Вполне классический для данной группы памятников центральный объём: двухсветный четверик, увенчанный пятиглавием – здесь, в отличие от более приземистых храмов-предшественников — приобретает вертикальные пропорции. Живая асимметрия оконных проёмов на боковых фасадах ещё усиливает стремление этой формы в высоту. Крепкая, но изящная шатровая колокольня вполне под стать четверику. При взгляде с запада она вторит его подъёму; с севера же и юга — колокольня уравновешивает четверик, тогда как сильный вынос алтарной части и вытянутый переход трапезной надёжно привязывают обе эти вертикали к плоскости ландшафта.
В 1813 г. Троицкий храм был приписан к Никольской церкви с. Карповского, между 1835 и 1845 гг. — к Борисоглебской церкви с. Енино; в 1880-х гг. — вновь к Никольской церкви, теперь уже погоста Карповки(6). При этом Лужки на деле были наиболее многолюдным и активным в своём приходе селением; в 1894 г. именно здесь открывается церковно-приходская школа, построенная её попечителем Михаилом Васильевичем Ворониным из материала (дерева), пожертвованного фабрикантом Иваном Николаевичем Коншиным(7). В 1917 г. при Троицкой церкви в Лужках числилось 46 дворов, 163 прихожанина и 159 прихожанок(8).
С 1927 по 1929 гг. в Троицком храме служил будущий священномученик Иаков Бриллиантов. В с. Лужки он попал после многолетнего служения во Владычном монастыре г. Серпухова. В монастыре застал 90-летнюю монахиню, которая в 1878 году была послушницей Захарией и стала свидетельницей обретения Чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Он и записал ее рассказ, а впоследствии опубликовал «Сказание о явлении Чудотворной иконы Неупиваемая Чаша», благодаря которому мы знаем об этом событии.
Храм с. Лужки был закрыт в 1930-е гг.; поначалу его здание занимал местный клуб, потом оно испытало долгие годы запустения. В 1999 г. храм возвращён Русской Православной Церкви, но еще долгое время пребывал в разрушенном состоянии. В течение 2008-2010 гг. Троицкий храм восстанавливался на средства местного жителя, были оштукатурены стены, позолочены купола, на шатровой колокольне появилась полная звонница. Первая Божественная Литургия после десятилетий разрухи была совершена 26 августа 2010 года. Теперь богослужения в храме совершаются еженедельно.
Старинное кладбище при храме в последние десятилетия понесло ущерб — но там ещё уцелело несколько белокаменных надгробий нач. XVIII в.
Престольные праздники:
Святой Живоначальной Троицы — переходящее празднование на 50-й день после Пасхи
Святителя и чудотворца Николая — 22 мая, 19 декабря
Настоятель храма — иерей Димитрий Студенцов
П р и м е ч а н и я:
1. Согласно исследованиям А.Н. Воронкова в 1940-х гг., К.В. Воронина в 1988 и В.А. Сидорова в 1989 и 1993 гг. См. Археологическая карта России: Московская область. Часть 4. М., 1997. С. 352.
2. Холмогоровы В. и К. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 137-140. Вплоть до XVIII в. данное село также именовалось: Гумилики.
3. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 203, Оп. 753, Д. 955, Л 1-1об., 4, 7-8.
4. Там же, Ф. 454, Оп. 3, Д. 84, Л. 37.
5. Там же, Л. 32. О митрополите Афанасии (Амилахвари) см. – Православная энциклопедия, том III, М., 2000. С. 710.
6. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 203, Оп. 744, Д. 1828, Л. 271; Д 1991, Л. 546; Д. 2234, Л. 579; Ф. 454, Оп. 3, Д. 84.
7. Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д. 4086, Л. 235об.
8.Там же, Л. 241.