Во многих русских местах, там, где Троица – престольный праздник, существовали разные традиции празднования этого дня. Троица могла праздноваться целую неделю: с троицкого воскресенья до следующего воскресенья — петровского заговенья («а уж с понедельника начинается пост»). В эти дни жители наряжались в традиционную праздничную одежду, и водили хороводы. А называлось это «кругами играть». Дома и дворы украшались освященными ветками березы и клена, готовились и употреблялись в пищу специальные «троишные» блюда (яичница, мороженое). В некоторых местах в день Троицы после церковной службы собирались большие гулянья. Главным событием праздника были хороводы – «круги». Круги водили все, от детей до стариков – «все, кто мог», а также жители окрестных селений. Подобные гулянья служили еще и своего рода смотринами: люди постарше присматривали своим детям пару – жениха или невесту. А про молодых так приговаривали: «У мальчишек кудри вьются, а у девушек сердца бьются».
В начале ХХ века наши соотечественники еще могли писать такие счастливые строки о хороводах и хороводницах: «Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности» (И.П.Сахаров). Сто лет назад еще были живы те, у кого их счастливые современники могли перенимать опыт, связывавший целые поколения. Сейчас сохранились только крохи по областям. А самое главное, сейчас невозможно воссоздать внешний очень гармоничный строй народной традиции празднования, потому что нет уже самой общины, которая этим жила. Большинство исследователей народной песни, современные фольклористы – не земледельцы, а жители мегаполисов, а ведь почти все песни и обычаи были теснейшим образом связаны с годовым кругом земледелания. Но, все-таки, несомненно и то, что когда человек начинает осмысленно исполнять эти старинные песни в поющем кругу, ему передается опечатанный во внутреннем содержании песен этот гармоничный строй, в человеке что-то начинает пробуждаться, открываться через звук и напев, ритм и движение. Подтверждением тому – широко возрождающееся хороводное движение во многих районах – в Москве и Петербурге, в Сибири и Поволжье. Вот и в Серпухове уже второй год подряд на Духов день близ Троицкого собора проводятся Троицкие гулянья, которые, надеемся, станут традиционными для нашего города.
Троицкие гулянья начинались тем, что парни и девушки отправлялись в лес выбирать – «заламывать» березки. Вот и мы сначала пошли на полянку к нашей красавице – березке. Да не просто пошли, а «ручейком» потекли.
Первым хороводом стал традиционный простой круг, который пришлось разбить на два – было очень много участников, и маленькие дети образовали внутренний круг. Да и песню выбрали для него самую простую и известную, такую, чтобы каждый новичок смог ее подхватить: «Во поле береза стояла».
А в это время девицы-красавицы украсили кудрявую березку, вокруг которой водился хоровод, ленточками и бумажными голубками с душеполезными изречениями.
После завивания березки в некоторых областях совершался обряд кумления. Девицы менялись венками или какими-то сувенирами, пели песни и, трижды целовались. После этого покумившиеся девушки считались самыми близкими подругами.
Кума, кума, покумись.
Целый век не бранись!
Ты мне кумушка, я тебе – голубушка!
Кумушка-голубушка, горюшко размыкаем!
Будешь мне помощница, рукам моим пособница!
Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобой не браниться, вечно дружиться!
Затем последовал игровой хоровод «Александровская береза», где березонька-девица стоит в центре хоровода, а паренек-голубь летает снаружи до тех пор, пока не запоют девицы про него.
Потом все гости учились водить очень сложный брянский фигурный хоровод «Плетень» — из участников, выстроившихся цепочкой, сооружается живая изгородь, которая потом расплетается так, чтобы хоровод не разорвался. При первом знакомстве кажется, что это – высшая математика!
А потом играли, так называемый, «стеношный» хоровод – когда участники выстраиваются в две параллельные шеренги лицом друг ко другу. Эта игра под названием «А мы сеяли лен» подробнейшим образом излагает весь процесс выращивания и обработки льна. Хоровод длинный, и к его окончанию все участники, набегавшись, поняли на своем опыте, что процесс ручной выработки льна был в старину совсем непростым.
Завели мы и еще один фигурный хоровод «Ты заря, моя ты зоренька», в котором постоянно движущийся круг перетекал полукругом.
И еще один хоровод показался, наверное, гостям не совсем обычным, в нем ходили не по кругу. Пары участников двигались по прямой линии, повторяя движения заводящей пары. Кланялись, расходились и сходились, менялись, перетекали ручейком, соединялись четверками – главная задача в нем – внимание к движущимся впереди парам и плавное степенное несуетливое движение. Конечно, особую красоту этому хороводу (как, впрочем, и всем остальным) придавало бы то обстоятельство, если бы каждый участник был в традиционном костюме, которому свойственна особая грация – в нем уже не будешь суетиться, бегать и горбиться.
А затем последовали подвижные игры: «Золотые ворота», «Селезень», «Маша и Яша», «Ворон». Все задуманные хозяевами игры не сумели вместиться в программу, так как с кухни, на которой в это время, не покладая рук, трудились шеф-повар Ирина и ее юный помощник пономарь Иванушка, поступил сигнал: «Все готово!». Поэтому уставшим, вволю набегавшимся и навеселившимся гостям праздника было предложено снять каждому с березки голубка с изречением, а потом проследовать в трапезную, устроенную под открытым небом, где на костре были приготовлены вкусный пшенный кулеш и традиционная для Троицы яичница.
Думается, что все побывавшие на этом празднике гости поняли – водить хоровод не такая уж простая задача, а подчас даже и головоломная! И что наши предки оставили нам на самом деле богатейший культурный пласт, почти совсем нами не обработанный и не распаханный. А между тем мы очень нуждаемся в подобного рода праздниках. Ведь что такое хоровод? Помимо того, что это, конечно, очень древний танец, воспринимаемый некоторыми только как некий элемент фольклора, в ряду расписных матрешек, кокошников и ученых медведей, он является живой традицией, способной принести нам максимум пользы. Самый главный плюс для современного человека, прозябающего в мире виртуальных миражей, это способность хоровода людей объединить. Ведь получается, что ты в нем не сам по себе, как в современном клубном танце, где все стоят в кругу, смотрят в пол и танцуют каждый сам по себе, где нет контакта глаз, рук, нет взаимодействия с каждым участником танца. А ведь в нынешнее время «великого сидения» в социальных сетях мы все страдаем от отсутствия не виртуального, а реального контакта, нам всем не хватает тактильного общения, но при этом мы уже стали бояться настоящего тесного контакта. В хороводе же ты не сам по себе, а как один огромный организм, даже если хоровод на 6-8 человек.
Хоровод – это способ вспомнить себя настоящего, живого, а не современно-цивилизованно-форматированно-пустого. Причем, не смотреть, как другие на сцене хоровод водят, а включаться в него самому, самому подать руку стоящему рядом, самому затянуть, подхватить тягучий хороводный напев и втянувшись в него, в этот ритм, ощутить восторг и щемящее чувство в душе – «вот оно, родное»!
Фото: Захаровой Ларисы, Таран Ирины, Кравченко Елены, Свиреповой Ольги.