Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ
Московская область, Серпуховский район. На расстоянии около 5 км на запад от станции «107 км» ж/д Москва-Тула; такое же расстояние на северо-запад от станции «Приокская» той же ж/д; проезд от г. Серпухова автобусом № 28 – «Ланьшино»
Первое упоминание о церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклом – старинной вотчине князей Голицыных, содержится в тарусских писцовых книгах 1628/29 годов. Там церковь значится как «деревяна клецки», с приделом святителя Николая, построенная и украшенная вотчинником(1). Видимо позднее в XVII в. вместо неё возник тоже деревянный Богородицерождественский храм, без приделов, упомянутый в 1735 г. как совсем обветшавший(2); стоял он в центре села, чуть южнее существующего ныне.
В 1714 г. очередным владельцем села Подмоклово князем Григорием Фёдоровичем Долгоруковым (1656/57-1723) было получено разрешение местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) на постройку каменного усадебного храма(3). Строительство, осуществлённое московскими каменщиками: сначала артелью Андрея Опурина под наблюдением пленного шведа Лоренца фон Фикина, а с 1718 г. — артелью Ивана Каландина под руководством иноземца Андрея Шульца — завершается к весне 1720 г.(4) Летом того же года храм был украшен белокаменными скульптурами и рельефами: трудами московской артели резчиков во главе с Иваном Афанасьевым Зиминым(5).
По смерти князя Г. Ф. Долгорукова село Подмоклово перешло к его сыну Сергею – как видно, не проявлявшему интереса к постройке. За тем следовало царствование Анны Иоанновны (1730-1740) – когда всё семейство кн. Долгоруковых было предано опале. В 1741 г. внук храмоздателя кн. Николай Сергеевич Долгоруков вновь вступил во владение селом — и по его просьбе церковь в Подмоклово была освящена в 1754 г(6).
Архитектура Подмокловского храма — замечательный по согласованности форм образец ротонды: круглого, центрического здания, тип которого известен со времён античности и был возобновлён в ренессансном зодчестве Флоренции и Рима. Владелец села Подмоклово князь
Г. Ф. Долгоруков в 1697-1699 гг. совершил путешествие в Италию, откуда он мог вывезти план круглого храма, который упоминается в контрактах князя со строителями. Этот план мог быть связан с неосуществлённым храмом Церкви Торжествующей на арене римского Колизея: своеобразным мемориалом в память раннехристианских мучеников, который проектировался зодчим Карло Фонтана в 1676-1700 гг(7).
Согласно замыслу Фонтана, храм-ротонда, почти идентичный по формам подмокловскому, должен был замыкать овал арены амфитеатра по продольной оси. Однако в Колизее паперть в виде полукольца окаймляла ротонду лишь с западной стороны — и переходила в арочную колоннаду, полностью обходящую всю арену: 42 колонны по числу канонизированных мучеников Колизея — статуи которых, венчавшие эти колонны, были бы обращены на арену, место их подвига. В Подмоклово сходный по форме мотив разрешается совершенно противоположным образом: паперть-аркада не ограждает замкнутое пространство, а служит общим пьедесталом для 16-ти статуй апостолов и евангелистов — глядящих во все стороны, обращённых безмолвной проповедью к окрестному миру. Замечательная согласованность классических форм с окским пейзажем заставляет думать, что иноземный проект ротонды был талантливо завершён уже в России; возможно, что самим князем Г. Ф. Долгоруковым — которого, между прочим, считают автором русского трактата 1699 г. по итальянской архитектуре, хранящегося в РГАДА(8).
Программа скульптурного декора(9) подмокловского храма также, видимо, имеет местное происхождение. Резные украшения верхнего: небесного — яруса церковного здания: гирлянды плодов — изображают райский сад. Все окна и боковые двери храма осеняют изображения херувимов: напоминание о страже, которого Бог после грехопадения Адама и Евы поставил на пути к древу жизни. Лишь главные западные врата свободны от ангельского караула; именно здесь — единственный доступ к вечной жизни, открытый для людского рода Рождеством Богородицы (посвящение храма) и будущим приходом в мир Спасителя.
Статуи над церковной папертью по сути — пластическое завершение её шестнадцати подпорных столпов. Объёмы фигур устойчивы и монолитны; экспрессивные жесты традиционны для стиля барокко, однако в облике святых подмокловского храма, мы не найдём несколько взвинченной барочной патетики. И по пропорциям, и по объёмно-пластическим характеристикам статуи из Подмоклово представляют единый ансамбль с архитектурою храма; и там, и здесь в основе всего — размеренная ясность и сдержанное достоинство — наследие эпохи Возрождения. Вероятно, именно шестнадцатиричная структура исходного плана здания подсказала здесь выбор персонажей: 12 апостолов + 4 евангелиста. Фигуры на галерее паперти, как и все формы подмокловского храма — композиционно и пластически равноправны. При этом статуи особо чтимых святых отмечают три входа в церковь: главный, западный вход обрамляют изображения первоверховных апостолов Петра и Павла, а статуи четырёх евангелистов размещались по сторонам южного и северного входов в храм.
Хотя близ Подмоклово находятся собственные залежи белого камня, для декоративных работ сюда был доставлен мячковский известняк — из древних каменоломен в районе Домодедова. Мелкопористый мячковский камень недаром был любим русскими резчиками и распространился от Владимира до Астрахани. Подобно древесине, он вязок, но податлив резцу; лёгок и довольно прочен; морозостоек. В Подмоклово скульптурные работы велись прямо на месте строительства (близ храма были найдены бракованные блоки известняка)(10).
Главной святыней подмокловского храма считалась Владимирская икона Богоматери: в особенности за избавление местной округи от холеры в 1848 г. — в память чего ежегодно 23 июля совершался крестный ход(11).
В 1875 г. храм возобновил церковный староста Тимофей Иванович Каштанов –
очевидно бывший уроженцем села Подмоклово, впоследствии ставший серпуховским I гильдии купцом, владельцем Суконной фабрики, исполнявший также обязанности церковного старосты при городском храме свт. Николая в Бутках. При этом в видах лучшего его отопления, были заложены арочные проёмы кольцевой паперти (кроме алтарной части)(12). В 1882 г., на средства того же Т. И. Каштанова, храм был расписан(13), а в церковном притворе появилась картина «Страшный суд», получившая скандальную известность из-за портретного сходства изображённого там грешника с поэтом М. Ю. Лермонтовым (ныне – в Государственном музее истории религии в С.-Петербурге)(14). В 1893 г. храм вновь отремонтирован на средства тогдашнего старосты церковного, серпуховского купца, владельца Суконной фабрики в Серпухове Василия Ивановича Каштанова(15).
С 1785 г. рядом с храмом строилась колокольня, в 1853 нижний её этаж был предназначен под придельный храм Владимирской иконы Божьей Матери. В 1898 г. оставшаяся незавершенной, колокольня эта была разобрана по ветхости(16). В 1903 г. при храме сооружена каменная звонница(17), разобранная в хозяйственных целях в 1930-е гг.
С 6 января 1930 г., в связи с новым административно-территориальным делением, с. Подмоклово было отнесено к Серпуховскому району Московской области(18). Богослужение в подмокловском храме регулярно совершалось вплоть до 1936 г.(19), но в 1940 г. храм был уже закрыт (20) – должно быть, в связи с арестом местного священника о. Иоанна Александровича Раевского: 28 ноября 1937 г.(21).
В начале 1980-х гг. церковное здание подверглось посягательству неизвестных вандалов, разрушивших 5 из 16 украшавших храм статуй. Эти последние в 1988-1995 гг. были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря А. С. Антоняном, Ю. А. Любченко и В. А. Черемхиным и ныне хранятся в Серпуховском историко-художественном музее. Сейчас на их места готовятся достойные копии.
В 1983-1994 г. здание храма восстанавливалось силами треста Мособлреставрация – причем были заново открыты арки кольцевой паперти.
С 1992 г. храм Рождества Богородицы в Подмоклово возвращён Русской Православной Церкви
Престольные праздники:
Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Настоятель храма – протоиерей Дионисий Крюков
Телефон – (496)773-31-68
Интернет-сайт – www.hram-podmoklovo.ru
П р и м е ч а н и я:
1. Материалы для истории церквей Калужской епархии. Выпуск первый, Тарусская десятина. С. 2-3// Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Т. 4. Калуга, 1904.
2. Михайлов А. Подмокловская ротонда и классические веяния в искусстве петровского времени.// Искусство 1985, № 9. С. 64.
3. Там же. С. 65; Зубарев В.В. Храм-ротонда в с. Подмоклово.// Памятники архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991 С. 121.
4. РГАДА Ф. 282. Оп. 1, ч. 1 Д. 1033 Л. 136об., Д. 1035 Л. 166-166об, Д. 1036 Л. 172-172а об., Л. 176-178 — Николаева М.В. Частное строительство в Москве и Подмосковье. Первая четверть XVIII в. Подрядные записи. Т. I. М., 2003. № 350 С. 306-307,№ 375 С. 327-328, № 393 С. 342-343, № 396 С. 344-346.
5. РГАДА Ф. 282 Оп. 1 ч. 1 Д. 1036 Л. 207об, Д. 1038 Л. 149 об.-150 об. – Николаева М.В., Указанное издание. Т. I № 406 С. 354-355, № 448 С. 392-394.См.: Зубарев В.В. Храм-ротонда в селе Подмоклово. // Памятники архитектры и монументального искусства. Пространство и пластика. М., 1991 С. 108-122; Николаева М.В. К истории строительства церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово.// Архитектурное наследство № 40 М.. , 1996. С. 68-69.
6. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Св. Правительствующего Синода. СПб., 1912. Т. 34, С. 312, 787, 932 – в тексте публикации допущена опечатка: вместо «в Старорусском уезде» следует читать – «в Тарусском».
7. См: Hager H.. Carlo Fontana’s project for a church in honour of the “Ecclesia triumphans” in the Colosseum, Rome.// Journal of the Warburg and Courtauld institutes. Vol. thirty-six. London, 1973. P. 319-337.
8. См.: Тиц. А.А. Неизвестный русский трактат по архитектуре // Русское искусство XVIII в. Материалы и исследования. М., 1968, Сс. 17-31.
9. См.: Пилипенко А.Л. Об иконографической программе скульптурного декора церкви Рождества Богородицы с. Подмоклово.// Четвёртая научно-просветительская православная конференция Варлаамо-Афанасьевские чтения. Серпухов, 2008. С. 25 – 37.
10. См. : Звягинцев Л.И., Викторов А.М. Белый камень Подмосковья. М., 1989.
11. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула, 2010.
12. ГАТО, Ф. 3, Оп. 7, Д. 1342, Л. 16об.-17.
13. Там же, Л. 1а-2.
14. См. : Беспалов Ю.В. Страшный суд или Лермонтов в аду.// Беспалов Ю.В. Земля вятичей. М.., 2007. С. 131-135
15. ГАТО Ф. 3 Оп. 7 Д. 3384.
16. Там же, Д. 4712.
17. ЦГИА СПб Ф. 799 Оп. 33. Е. х. 2191 Л. 16.
18. Справочник по административно-территориальному делению Московской обл. 1929-2004 гг. М.,2011. С. 506.
19. ЦГАМО Ф. 4501 Оп. 1 Д. 92 Л. 9.
20. СИХМ – делопроизводственный архив 2-10. Д. 53. № КП 157. Л. 12-12об.
21. См. базу данных Православного Свято-Тихоновского богословского института Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века — http:// www. pstbi.ru/ cgi— bin/ code. exe/ martyrs. htm?ans .