По материалам описей 1820-х гг.
Андрей Пилипенко
В фонде 737 Центрального Исторического архива г. Москвы: среди документов Серпуховского духовного правления — выделяется примечательная группа ризничных описей, относящихся к 1820-1822 гг. Её составляют 11 архивных дел — описания убранства пяти городских и шести сельских храмов Серпуховского благочиния, а именно: Ильинской, Сретенской, Покровской, Воскресенской и Распятской церквей г. Серпухова; Николаевской церкви с. Бутурлино, Флоро-Лаврской с. Игумново, Ильинской с. Турово, Казанской с. Новинок, Николаевской с. Карповского и Борисо-Глебской церкви с. Енино [1]. Всякому, кто сколько-нибудь знаком со структурою приходов Серпуховского благочиния, очевидно, что, хотя данный комплекс документов далеко не полон (к тому же опись Распятского храма в настоящее время требует реставрации – т. е. это архивное дело недоступно для пользования; без определённого срока) — он служит весьма презентабельным источником: знакомя нас с украшением ряда интересных храмов, расположенных в различных местах г. Серпухова, а также компактной группы сельских церквей в юго-восточной, приокской части уезда – в определённый исторический период.
Описи подобного рода известны с XVIII столетия – в частности, их неизменно требовали от храмоздателей епархиальные власти при решении дел об освящении новопостроенных храмов. По доступным нам материалам церковной истории г. Серпухова, впервые такое описание упоминается в 1745 г.: в связи со строительством на посаде Вознесенской церкви [2]; самый же ранний экземпляр, дошедший до нас непосредственно – это вещевая опись вновь устроенного в Богоявленском храме придела во имя Св. Димитрия Ростовского от 6 ноября 1760 г.[3].
К сер. 1770-х гг. в Московской епархии была уже осознана необходимость обязательной инвентаризации каждого действующего храма. Занявший в 1775 г. столичную кафедру архиепископ, затем митрополит Московский Платон (Левшин) сразу и энергично взялся за реализацию данного порядка. Указом от 2 августа 1776 г. он обязал всех подначальных ему приходских священников совместно с выборными из числа их паствы людьми, под контролем благочинных, составить описи имущества своих храмов и впредь хранить их в ризницах. В следующем году священникам или, по доверенности прихожан – церковным старостам, предписано было каждые полгода чинить осмотр ризнице и всей церковной утвари – и об их состоянии доносить в консисторию [4].
Начинание митрополита Платона с большей или меньшей активностью развивалось в последующие десятилетия. Несомненно, 1812 г.: тяжкий ущерб, нанесённый неприятельским нашествием множеству русских храмов, от сельской церкви и до кремлёвского собора – должен был стимулировать старания церковных властей по сохранению уцелевших ризниц. Как бы то ни было, в течение 1-ой трети XIX в. описи церковных и ризничных вещей стали обязательным приходским документом: с 1829 г. графа об их наличии (-пункт 14) включена в клировые ведомости, ежегодно представляемые приходами в местные духовные правления [5]. Как видно из этих источников, среди ризничных описей Серпухова и его округи во 2-ой четверти XIX в. встречались лишь единичные экземпляры, составленные до 1820 г. – и исключительно в сельских церквах [6]; преобладали же описи, выданные в начале 1820-х гг., духовенству и старостам приходских храмов — Серпуховским духовным правлением по указу из Московской консистории [7]. К данному большинству и относятся интересующие нас документы.
Все они имеют вид переплетённых книг, прошнурованных и скреплённых печатью Серпуховского духовного правления — которые были выданы Правлением приходским священникам с причтом и церковным старостам, в период с 20 сентября 1820 по 10 января 1822 г. – в основном же в течение осени 1820 года. «Описи церковному имуществу и ризничным вещам»: составленные указанными лицами «под смотрением» благочинных — заверялись затем членами Серпуховского духовного правления: соборным протоиереем Стефаном Бортниковским либо градским благочинным — священником церкви Распятия Господнего Иаковом Иоанновым. В основном это документы неплохой сохранности – только у описи городской Сретенской церкви утрачено окончание: не более одного — двух листов.
Заполнение книг, как правило, единовременно: все изученные нами описи были составлены между июлем 1821 и 1822 гг. – но г. о. в продолжение лета-осени 1821. Исключением здесь является описание серпуховского Ильинского храма: основной текст которого, 1821 г., имеет многочисленные пометки и приложения, относящиеся к временам вплоть до 1848 г. В них мы находим сообщения об утрате, перемещении из храма в ризницу, или «упразднении за ветхостью» ряда описанных ранее предметов; о поступлении в храм нового убранства, в 1821/31 и 1842 гг.; о покраске и росписи церковных стен в том же1842 г. и, наконец — о передаче ряда облачений из Ильинской церкви в Николаевский храм с. Бутурлино (1847) и Казанский — с. Кишкино, Серпуховского уезда, ныне Ступинского р-на Московской обл. (1848). Эта особенная информативность Ильинской книги нуждается в объяснении. Надо полагать, описи церковного имущества вообще составлялись в двух экземплярах: один из которых хранило местное Духовное правление, другой же (в полном соответствии с помянутым указом архиепископа Платона1776 г.) находился в церковной ризнице. Причём первый экземпляр не подвергался корректировке (таковы по большей части рассмотренные нами описи из фонда Серпуховского духовного правления); экземпляр же, хранимый в ризнице — использовался как «рабочий» при регулярных сверках церковного имущества, он неоднократно правился и дополнялся. Принимая эту гипотезу, мы можем интерпретировать опись имущества Ильинской церкви как «ризничный» экземпляр – который при каких-то обстоятельствах (например, по ошибке) — поменялся местами с «правленским».
Хронологические рамки вещевых описей серпуховских церквей весьма впечатляют. Заведённые в нач. 1820-х гг., они оставались действительными, большей частью, до рубежа 1850-х/60-х [8]. К этому сорокалетию стоит ещё прибавить сроки службы описываемого церковного убранства – их мы можем оценивать лишь приблизительно. Единственной рубрикою, по которой в описях, как правило, дана датировка — являются книги. Основная их часть относится ко 2-ой пол. XVIII в., но от 1/5 до 1/6 части церковных библиотек составляют издания 2-ой пол. XVII / 1-ой пол. XVIII столетий. При этом речь идёт почти исключительно о книгах «служебных» — которые в процессе действования храмов постоянно находились в работе. Исходя из этого, предметы утвари и облачения следует оценивать как в целом единовременные книгам; описываемые иконы могут быть и намного древнее. В описании убранства Воскресенского храма можно опознать ризы с лицевыми шитыми оплечьями: вклад купчихи Прасковьи Васильевны Кишкиной, сер. XVIII в.[9] и резной напрестольный крест: пожертвованный серпуховским пушкарём Иваном Федоровым сыном Сериковым в 1667 г.[10]. Таким образом, «время большой длительности» (Ф. Бродель) той картины богослужебной жизни серпуховичей, на общем фоне культуры города и его округи — которую нам открывают ризничные книги нач. 1820-х гг. — в целом охватывает от 100 до 200 лет: со 2-ой пол. XVII до сер. XIX вв.
Рассмотрим эту картину детально. Предлагаемый доклад имеет целью подытожить результаты сравнительного анализа документов: выделив особенно яркие, или же, напротив того — характерные факты культурной истории Серпуховского края.
В основу нашего обозрения положена собственная структура серпуховских ризничных описей. Все они составлялись по определённой, «Высочайше одобренной»[11] форме – хотя и строгого композиционного единообразия меж ними нет. При этом наиболее обстоятельна опись Сретенского храма г. Серпухова, разделённая на следующие главы:
1) об убранстве престола и жертвенника главного алтаря,
2) «О Благословящих крестах»,
3) «О <литургических> сосудах»,
4) «О <напрестольных> Евангелиях»,
5) «О разных вещах»: описаны запрестольные образ и крест; различная: помимо
литургических сосудов — алтарная утварь, а также мебель, находящаяся в алтаре,
6) «О ризах»,
7) «О подризниках» и «о поясах»,
8) «О Епитрахилях»,
9) «О стихарях»,
10) «О орарях»,
11) «О поручах»,
12) «О покровах <т. е. воздухах>»,
13) «О Иконостасе»: описывается также убранство и утварь пространства четверика,
14) «О приделе»: описывается убранство левого придельного алтаря Свв. Козьмы и Дамиана – в том же порядке, что и главного церковного алтаря,
15) «О <придельном> Иконостасе» — описывается предалтарное убранство придела целиком.
16) об иконах пока ещё не освящённого правого придела Толгской Божьей Матери,
17) «О Поджвижных<-выносных?> образах»,
18) «О книгах» —
в утраченном же окончании Сретенской описи, судя по другим аналогичным документам — имелась ещё рубрика, посвящённая колокольне и колоколам. При нашем знакомстве с украшением серпуховских храмов мы будем, в общем, руководствоваться этой схемою.
В связи с убранством престолов особый церковно-археологический интерес представляют данные об антиминсах. Антиминс (вместопрестолие): квадратный плат с зашитыми внутри святыми мощами – является необходимейшей принадлежностью православно-христианского богослужения. Московским собором 1675 г. установлено было правило иметь особый антиминс на каждом действительном престоле: основном или придельном; хотя бы и освящённом архиереем. Отныне выдача антиминса епархиальными властями определённому храму приобрела характер официального разрешения совершать там Литургию — в связи с чем вместопрестолие как правило имело на себе дату или хотя бы подпись освятившего его архиерея. Значение этих данных для датировки церковного строительства весьма важно, однако — не абсолютно: антиминс мог выдаваться и повторно, вследствие утраты либо износа бывшего ранее. Из числа 16-ти упомянутых в серпуховских описях 1820-х гг. вместпрестолий: как при основных («настоящих»), так и придельных храмах — содержание надписей вообще приводится в 12-ти случаях; при этом 6 антиминсов — в Воскресенский и Сретенский храмы г. Серпухова; в сельские храмы Турова, Карповского и Бутурлина – были выданы епископом Коломенским и Тульским Афанасием (Ивановым) в 1788-1799 гг.: явно намного позднее их строительства и освящения. Повторно данным является также антиминс нижней церкви Свв. Кирилла и Афанасия при серпуховском Воскресенском храме — освящённый митрополитом Московским и Севским Тимофеем (Щербаком) в 1759 г. Антиминсы, аутентичные времени возникновения храмов отмечены описями лишь у придельной Казанской церкви с. Бутурлино: антиминс в которую выдан в 1728 г. и освящен митрополитом Фиваидским Арсением [12]; Казанской церкви с. Новинок и Никольского её придела: здесь антиминсы освящены епископом Подонским и Сарским Илларионом (Григоровичем) [13], — и в то время ещё совсем новые, антиминсы придела иконы Божьей Матери Утоли моя печали при Покровской церкви г. Серпухова: печатанный в 1800 г.[14], и придела Св. Саввы Сербского при Флоро-Лаврской церкви с. Игумнова — выданный епископом Дмитровским Августином (Виноградским) [15].
В каждом из храмов описями зафиксировано по нескольку напрестольных крестов: в серпуховских церквах их было от 2-х до 4-х, а в сельских – по 2-3 креста. При этом в городских храмах обычны кресты серебренные и позолоченные; в сельских — нередки также медные кресты: как с серебрением, так и без него. И в сельских, и в самых богатых городских церквах имелись и деревянные, обложенные металлом, кресты с резьбою или росписью; в числе их, видимо, был и уже названный крест — вклад И.Ф. Серикова 1664 г.: на престоле нижней, Кирилло-Афанасьевской церкви при Воскресенском храме г. Серпухова [16]. Примечательную деталь убранства Екатерининского придела серпуховского Ильинского храма некоторое время составлял «благословящий крест» из хрусталя: разбитый по неосторожности местным священником в период 1820-х/40-х гг.[17]. Особо ценными были кресты-реликварии, со святыми мощами внутри — таковых отмечено по два в городских Воскресенском и Сретенском храмах; по одному – в Ильинской церкви Серпухова и в Казанской церкви с. Новинок.
В разделах описей, посвящённых литургическим сосудам характерны упоминания о наличии: в придельном храме с. Бутурлино а также в церквах сёл Турово и Енино, помимо обычных для всех церквей серебряных — потира, дискоса, звездцы, лжицы и двух блюдец – ещё подобного же комплекта предметов оловянных [18]. Как это видно из консисторских указов сер. XVIII в., вновь освящаемые храмы надлежало обеспечивать серебренными богослужебными сосудами, «а по необходимой нужде оловянными из чистого олова» [19]. Видимо, в названных выше небогатых сельских приходах оловянные сосуды были заведены вначале, в силу данного послабления — в дальнейшем же заменены серебренными и сберегались в церковных ризницах.
Напрестольные Евангелия, в качестве предметов священных – отделены в описях от прочих книг и составляют рубрику, общую с алтарной утварью. При каждом из храмов упомянуто обычно по нескольку таких Евангелий: видимо, в т. ч. и отслуживших свой век; хранящихся в ризницах — между прочим есть издания 1688, 1693 и 1694 гг.[20]. В описании их украшения интересна такая деталь как «звёзды»: у двух напрестольных Евангелий серпуховского Сретенского храма матерчатая расшитая звезда, должно быть, служила корешком закладки: состоявшей из трёх тафтяных лент [21].
Среди описаний убранства и обстановки церковных алтарей примечательны данные о таких нечастых украшениях как сени (балдахины) над престолами. Они показаны в обоих алтарях Воскресенского и основном — Ильинского храмов г. Серпухова: деревянные, резные, с позолотою. Сени были также устроены в основном алтаре церкви с. Бутурлино, придельном — с. Карповского: деревянные, простой «столярной» работы — и в обоих алтарях сельской церкви в Новинках: тафтяные, с мишурной бахромою [22]. Для отдыха священнослужителей только в Серпухове, в основном и придельном алтарях Сретенской церкви — имелись кресло и стул, и в главном алтаре городской Покровской церкви также — «стуло» [23]. Зато непременной мебелировкою всех алтарей были шкаф или комод — служившие собственно ризницей: хранилищем богослужебных одеяний и покровов [24].
Собрания церковных облачений отражены в описях с особенной полнотою. В среднем городском храме имелось по 20-25 священнических риз, по 4-6 подризников, 5-10 епитрахилей, 10-20 пар поручей, 10-20 стихарей и 5-10 орарей. Исключительно богатой ризницей при этом располагал Сретенский храм г. Серпухова, имевший до 1804 г. двойной штат служителей [25]: одних риз там было 40 — хотя до четверти их признавались поношенными или ветхими [26]. В сельских же ризницах обычную норму составляли 5-7 риз, 2-3 подризника, 2 епитрахили, 7-9 пар поручей, 3-5 стихарей и столько же орарей. Эти последние, будучи дьяконским облачением, имелись не везде – однако они хранились при многих городских и сельских храмах, в штатах которых дьякона не состояло. Среди сельских церквей особенно хорошо был обеспечен ризницей храм в Игумнове — в нач. 1820-х гг. бедный и малоприходный, он, тем не менее, располагал 9 ризами (в т. ч. 4 парчёвыми), 3 подризниками, 10 епитрахилями, 13 парами поручей, 4 стихарями и столькими же орарями. Всё это было спасено жителями села при ночном пожаре старой церкви в июле 1798 г.[27].
Предметом особого престижа для каждого из храмов являлись священные облачения из парчи. В городских церквах таковые составляли основную долю риз и стихарей. В храмах города также имелось по 2-3 облачения плисовых: там почти обязательными были ризы и стихарь из чёрного плиса — очевидно, для великопостных и заупокойных служб. В сельских храмах обычно было по 2-3 парчёвых ризы и по такому же стихарю, но преобладали облачения из шёлковых тканей: тафты, штофа, «гарнитура» (гродетура). Не были на селе редкостью и хлопчатобумажные стихари — но одна из риз в церкви с. Енино: «бумажной выбойки», т. е. из набивного холста – действительно, представляла собой исключение — редкое и, видимо, нелестное для прихода. От этой ризы избавились при первой благовидной возможности — в ней был погребён умерший в период составления описи местный священник Василий Петров [28].
Обычными путями поступления облачений в храмы служили, во-первых — частные вклады и, кроме того — передача излишков одеяний из одного храма в другой, по распоряжению церковных властей — например, в 1847-1848 гг.: 42 предмета богослужебных одежд, по указу Московской консистории, были переданы из Ильинской церкви г. Серпухова в сельские храмы Бутурлина и Кишкина [29].
При таких условиях облачения священнослужителей чаще всего были разнородными, составленными, по принципу «с миру по нитке» — из предметов различного происхождения и материала. Среди обилия зафиксированных в ризничных описях облачений можно выделить лишь единственный комплекс вещей идентичных как по роду и цвету ткани, так и по отделке: это риза, подризник, епитрахиль, и поручи для священника; стихарь и орарь для дьякона, а также комплект покровцов для Св. Даров – всё из «хорошей» золотно-серебренной парчи и светло-зелёного атласа, с дополнением рытого бархата; украшенное шитьём с блёстками — чьё-то щедрое пожертвование в ризницу серпуховской Сретенской церкви [30]. В ряде случаев заметна ещё гомогенность иерейских риз и дьяконского либо причётнического стихаря: как видно, изготовленных вместе, по единому заказу, однако — не более того.
Расцветка облачений была разнообразной и, по-видимому, также произвольной. В каждом из описанных храмов имелись белые, голубые, красные облачения; кроме того — в городских церквах непременно были золотые (жёлтые), и чёрные одеяния, в сельских же – зелёные. (В городских описях зелёный цвет относительно редок; возможно, что на селе он служил дешёвым замещением золота парчи). Менее, но всё же широко распространёнными в городе и в сёлах были облачения малиновые; в городе — розовые, лиловые, «сизые», «кофейные» (тёмные коричнево-зелёные, с лиловым оттенком). Встречались также «жаркие» (оранжевые) и «болотные» ризы. Трудно сказать, насколько в то время соблюдалось соответствие определённого цвета облачений – определённым церковным службам. О возможности существования такого порядка говорит уже помянутое наличие при всех городских храмах чёрных (траурных) риз, а также то, что описью Ильинского храма г. Серпухова все ризы красного (мученического) цвета отнесены специально к приделу Великомученицы Екатерины [31]. С другой стороны, как уже говорилось, цельный комплект одноцветных облачений встречается в описях лишь единожды, скорее как исключение. Полная гамма «литургических цветов» могла быть достижима только в отдельных городских храмах с богатыми ризницами — как Воскресенский и Сретенский. Но именно при этих церквах значатся, например, красные ризы с белым оплечьем и голубым подольником; жёлтый стихарь с красными оплечьями, голубыми нарукавниками и светло-зелёным подольником [32]: облачения, пестроту которых трудно как-то систематизировать.
При описании ризницы церкви с. Новинок упомянут необычный род украшения священнических фелоней – скрижали: таковые имеют 3 из 10 принадлежащих этому храму риз [33]. Вообще-то, скрижалями называются особые прямоугольные нашивки на полах мантии (но не богослужебных риз) архиерея и архимандрита. Село Новинки известно с начала XVII в. как вотчина серпуховского Высоцкого монастыря; вполне возможно, что в его церковь до1764 г. были переданы из монастыря какие-то архимандричьи облачения.
Из числа упомянутых в описях церковных иконостасов — городские все были вызолочены и украшены резьбою, с особенной щедростью – в Воскресенском и Сретенском храмах. В сельских же церквах преобладали иконостасы более скромной, «столярной» работы — но вновь устроенные алтарные преграды в церквах сёл Игумнова и Карповского были с резьбою [34]. В городских храмах преобладали высокие, 5-6-рядные иконостасы, в Ильинской церкви даже придельный иконостас имел 4 яруса икон — которые были ещё увенчаны скульптурной композицией Распятия с предстоящими [35]. Для сельских же церквей более обычны 3-4-ярусные иконостасы. Среди изображений на боковых алтарных дверях, помимо обычных икон архангелов, святых дьяконов Стефана и Лаврентия — следует отметить аллегорические образы Нового и Ветхого завета: «Ветхия и Новыя Благодати» [36] — в городских храмах Воскресения и Сретения, а также икону Св. Христофора — на северных дверях придельного иконостаса в с. Игумново [37].
Главный иконостас городской Покровской церкви был устроен заново в 1818 г.: гладкий, «без тумбов», с изображениями херувимов, позолоченный и расписанный красками [38].
Выбор икон в иконостасах и вообще в храмовом пространстве был вполне традиционным — но некоторые образа: обычно — иконостасные местного ряда, без сомнения, играли в убранстве своего храма особую мемориальную роль. Таковы были местные иконы преп. Пафнутия Боровского в храме с. Енина [39] — известного с 1627 г. как вотчина Пафнутьева-Боровского монастыря; Свв. Исакия и Мавры в храме с. Бутурлина: патрональная икона храмоздателей — имена которых были записаны в Синодик 1802 г.[40]. Также местнозначимыми, видимо, являлись образы: Свв. Бориса и Глеба — в Кирилло-Афанасьевской церкви при Воскресенском храме Серпухова [41]; Святителей Гурия Казанского и Варсанофия Тверского — слева в трапезе городского Сретенского храма [42]; Св. Алексия человека Божия — в местном ряду иконостаса серпуховского Покровского храма [43]; «Мученика Феодора»: на обороте запрестольной иконы, и также в трапезной — Никольской церкви с. Карповского [44].
В Борисо-Глебской церкви с. Енина Царские врата и образа иконостаса были исполнены в оригинальной технике резьбы по левкасу [45].
Описи 1820-х гг. проливают некоторый свет на интересную тему культовой скульптуры Серпуховкого края. Обыкновенным завершением церковных иконостасов были резные группы «Распятия с предстоящими» — но в Ильинском храме г. Серпухова там располагалось резное же «Вознесение Господне» [46]. В данном храме до сих пор сохраняются изваяния, бывшие там по описи 1821 г.: фигуры Свв. Марии Магдалины и Лонгина Сотника, помещённые тогда в трапезной, а в местном ряду придельного иконостаса – скульптура Страстной Богородицы. Завершением того же придельного Екатерининского иконостаса служило Распятие с предстоящими, Богоматерью и Иоанном Богословом [47]. Как видно из правок Ильинской описи, два последних памятника оказались затронутыми кампанией против церковной скульптуры после указа Св. Синода от 2 июля 1835 г.: фигуры Распятия в 1837 г. «сняты и пущены на воду»; образ Страстной Богоматери в 1842 г. заменён живописным [48]. При городском Воскресенском храме также имелись резные изображения: в праздничном ряду иконостаса – Спасителя, и за правым клиросом нижней церкви Свв. Афанасия и Кирилла — Святителя Николая (обложенное серебром) [49]. В Сретенском храме карнизы трёх ярусов главного иконостаса украшали резные изображения: Св. Духа, Господа Саваофа и Распятия [50]. Возможно, скульптурными также были: композиция «Снятие со креста» — в завершении иконостаса Воскресенского храма; изображение Христа в темнице — в местном ряду придельного иконостаса серпуховской Покровской церкви [51]. Вне г. Серпухова, помимо иконостасных Распятий, описями зафиксирован лишь один памятник культовой скульптуры: изваяние Христа в темнице — в трапезной храма с. Карповского [52]. Однако и его есть основание считать памятником городской культуры — с. Карповское, где с 1750-х гг. годов действовала бумажная фабрика Кишкиных, контактировало с Серпуховом много теснее других окрестных сёл.
Относительно настенных росписей серпуховских церквей из описей известно, что в Ильинском храме в 1842 г. на стенах были «в приличных местах написаны изображения Святых»; Воскресенская (верхняя) церковь к 1820-м гг украшена была «живописными разными изображениями», а в Сретенском и Покровском храмах стены «расписаны притчами и страданиями Господними», причём в последнем – в 1789 году [53]. Росписями также были украшены храмы сёл Турова: «три Страсти Господни» — по стенам, обитым холстом, и Енина: изображение Господа Саваофа — «в кунполе» [54].
Библиотеки храмов г. Серпухова и его округи насчитывали обычно от 20 до 40 книжных заглавий. Мы уже говорили об этих собраниях — в связи с общей датировкой предметов, показанных в описях; напомним, что они носили чисто утилитарный характер: состоя почти исключительно из богослуженых книг. Только в сельских храмах: видимо, как раз в силу их изолированности от других центров книжности – можно было встретить ещё сочинения древних или новых богословов: так, в Бутурлино мы находим труды Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника и Амвросия Медиоланского; в Новинках – Стефана Яворского и Димитрия Ростовского [55].
Как видно из описей, в начале 1820-х гг. на звонницах храмов г. Серпухова висело по 6-7 колоколов, среди которых особенно выделялся большой колокол Воскресенской церкви весом в 201 пуд 38 фунтов, т.е. более 3200 кг [56]; с сельских же колоколен звонило обычно по 4-5 колоколов.
Ныне ризничные описи серпуховских храмов большей частью потеряли практическую ценность – чему причиною утраты, понесённые нашим краем и всей страной в ХХ в. Однако именно как «список потерь» эти документы имеют важнейшее культурно-воспитательное значение. Как уникальное свидетельство прошлого нашего края, описи 1820-х гг. ждут дальнейшего исследования. Интересные результаты могло бы дать их сопоставление с Метриками, составленными серпуховским духовенством по запросам российской Академии художеств в 1880-х гг. [57]; с описями церковного имущества, сделанными по случаю регистрации религиозных обществ Серпухова и его уезда в 1920-х.[58]. Все эти ценные источники заслуживают квалифицированного издания.
Примечания:
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1; Дела, соответственно: 923, 924, 954, 3900, 4081; 900, 902, 3894, 3903, 3904 и 4082.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 9, Л. 1об.
- Там же, Ф. 203, Оп. 753, Д. 1307, Л. 7-8.
- Розанов Н.П. История Московского Епархиального управления со времен учреждения Св. Синода. 1721-1821. Часть третия, книга 1, § 77, С. 112.
- Научный архив СИХМ. Ф. IV, Д. 67, № КП 237, Л. 1об.
- Там же, Д. 68, № КП 240: упоминаются описи Спасского храма с. Шатово1810 г., Христорождественского храма с. Телятьево и Борисоглебского с. Тишково (близ д. Дракино) – 1816.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 924, Л. 1.; Д. 954, Л. 2.
- Научный архив СИХМ. Ф. IV, Д. 67, № КП 243, 249; Д. 68, № КП 240. Описи возобновлялись в индивидуальном порядке, вероятно — по мере ветшания прежних экземпляров; например, опись серпуховского Ильинского храма – в1847 г., Никольского храма с. Бутурлино – в 1853; городских храмов: Воскресенского – в 1857, Распятского – в 1860, Сретенского и Покровского – в 1861 гг.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 3900, Л. 6 – сравни: ЦИАМ,Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, Л. 109об.-110.
- Там же, Л. 20 – сравни: ЦИАМ, Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, Л. 108об.-110.
- Там же, Д. 67, № КП 243, пагинация-2, Л. 15об.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп.1, Д. 900, Л. 9об-10. Арсений Фиваидский – греческий митрополит, живший в Москве; в 1721-1722 гг., в составе специальной коллегии, управлял делами Московской епархии — Розанов Н.П. Указанное сочинение. Часть первая, М., 1869. С. 9, 19, 149-151, 158.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 3903, Л. 2, 4. Илларион был митрополитом Сарским и Подонским с 1748 г., управлял в этом сане Московской епархией в 1754-1758 гг., скончался в 1759 или 1760 г. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1987 г. — Православная энциклопедия, Том XXII, М., 2009, С. 126-127.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 954, Л. 12.
- Там же, Д. 902, Л. 4. В сане епископа Дмитровского Августин состоял с 1804 по 1814 гг.; Саввинский придел в Игумнове был освящён 11 июля 1807 г. – ЦИАМ, Ф. 203, Оп. 760, Д. 293, Л. 4.
- См. Примечание 10.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 923, Л. 7.
- Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д. 900, Л. 10об.; Д. 3844, Л. 2об.; Д. 4083, Л. 2об.
- Там же, Д. 10, Л. 1-1об. – в указе о строительстве Крестовоздвиженской церкви Серпухова от 12 декабря 1746 г.; Д. 12, Л. 1. – о возобновлении городской Ильинской церкви, от 6 апреля 1747 г.; Д. 15, Л. 1 – о строительстве каменной Никольской церкви в с. Карповское, от 22 июня1747 г.
- Там же, Д. 924, Л. 3об., 31; Д. 3900, Л. 2об.
- Там же, Д. 924, Л. 3об. Аналогичная закладка для Евангелия нач. ХХ в. находится во временном хранении СИХМ: Инв. № 5092/10, в числе предметов церковной утвари и облачения, найденных в Серпухове на участке дома № 24/72 на углу ул. Залоги и Чехова — где в 1930-е гг. проживала Елизавета Николаевна Крымова, канонизированная в числе Серпуховских новомучеников. Возможно, эти предметы принадлежали иеромонаху Андрею (Алексееву), служившему тогда в серпуховской церкви Св. Николая-в-Бутках.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 3900, Л. 2об.,19об.; Д. 923, Л. 2; Д. 900, Л. 6об.; Д. 3904, Л. 7об.; Д. 3903, Л. 2об., 4.
- Там же, Д. 924, Л. 5, 31об.; Д. 954, Л. 9об.
- Там же, Д. 3900, Л. 19; Д. 924, Л. 5об.; Д. 954, Л. 8об.; Д. 900, Л. 7; Д. 902, Л. 11.
- Там же, Д. 1079, Л. 28
- Там же, Д. 924, Л. 5об.-11об.
- Там же, Д. 902, Л. 6-11; Ф. 203, Оп. 208, Д. 822, Л. 1; Оп 760, Д. 293, Л. 2-2об.
- Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д. 4082, Л. 4.
- Там же, Д.923, Л. 11об.-12, 21-24.
- Там же, Д. 924, Л. 6, 12, 13, 15об.,19об., 21, 22об.
- Там же, Д. 923, Л. 7.
- Там же, Д. 3900, Л. 7об.; Д. 924, Л. 16об.
- Там же, Д. 3903, Л. 4об.-5.
- Там же, Д. 902, Л. 2об.; Д. 3904, Л. 8.
- Там же, Д. 923, Л. 7об.-8.
- Там же, Д. 3900, Л. 16; Д. 924, Л. 28-28об.
- Там же, Д. 902, Л. 5об. Образ Св. Христофора с пёсьей головою распространяется в качестве украшения северных алтарных врат во 2-ой пол. XVII в.; самый ранний памятник этого рода: дверь иконостаса Троицкой церкви с. Кривое, в окрестностях Холмогор – ныне хранится в ГТГ. Данная иконография связана со значением северного входа в алтарь как пути покаяния и обретения утраченного рая. В этом смысле Св. Христофор: бывший до своего обращения в христианство грубым и свирепым воителем – составляет параллель Благоразумному разбойнику, также изображаемому на северных дверях русских иконостасов с сер. XVI в. – см. Найдёнова Д.В., Изображение Святого Христофора на боковых вратах иконостаса как иконографический феномен. // Санкт-Петербургский университет. Университетский историк: альманах. Выпуск 8. СПб., 2010, С. 22-28.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 954, Л. 8об.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 4082, Л. 3.
- Там же, Д. 900, Л. 8.; Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, Л. 182об.
- Там же, Ф. 737, Оп. 1, Д. 3900, Л. 21. – изображения святых князей, наряду с Воскресением Христовым, имелись также на хоругви Воскресенского храма: Л. 17 — и на шитых оплечьях фелони в его ризнице: Л. 6.
- Там же, Д. 924, Л. 33. Согласно житию, написанному на руб. XVI/XVII вв. митрополитом Казанским, а впоследствии Патриархом Св. Гермогеном , Святитель Варсанофий был сыном серпуховского священника – Волков И.А., Миссионерская деятельность уроженца Серпухова свт. Варсанофия Тверского в Казани…// Материалы четвёртой научно-просветительской православной конференции 2006 г. «Варлаамо-Афанасьевские чтения», Серпухов, 2008, С. 37-48. Местное предание связывает рождение и детские годы Варсанофия с храмом Свв. Косьмы и Дамиана, стоявшим до нач. XVIII в. на месте Сретенского. Впрочем, такая же икона была и в Воскресенском храме г. Серпухова – ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 3900, Л. 23.
- Там же, Д. 954, Л. 9 – возможно, тезоименитый святой отца церковного старосты (в 1822 г.) купца Матфея Алексеева Зубова – который мог быть и ктитором Покровского храма.
- Там же, Д. 3904, Л. 7, 9. – вероятно, тезоименитый святой серпуховского купца Фёдора Васильевича Кишкина, которого во 2-ой пол. XIX в. (ошибочно) считали строителем данной церкви — Ф. 454, Оп. 3, Д. 84, Л. 32об.
- Там же, Ф.737, Оп. 1, Д. 4082, Л. 2об.-3.
- Там же, Д. 923, Л. 5об.
- Там же, Л. 6, 7об.-8.
- Там же, Л. 7об.-8 — о гонениях властей на иконостасную скульптуру во 2-ой четв. XIX в. см – Соболев Н.Н., Русская народная резьба по дереву. М., 2000, С. 189.
- ЦИАМ, Ф. 737, Оп. 1, Д. 3900, Л. 16, 21об.
- Там же, Д. 924, Л. 27, 28об., 29.
- Там же, Д. 3900, Л. 16об; Д. 954, Л.13.
- Там же, Д. 3904, Л. 10об.
- Там же, Д. 923, Л. 11об.; Д. 3900, Л. 19; Д. 924, Л. 30; Д. 954, Л. 2.
- Там же, Д. 3894, Л. 4об.; Д. 4082, Л. 3об.
- Там же, Д. 900, Л. 16-16об.; Д. 3903, Л. 6.
- Там же, Д. 3900, Л. 25.
- ЦИАМ, Ф. 454, Оп. 3, Д. 83, 84.
- ЦГАМО, Ф. 2458, Оп. 1.