Как мало мы сегодня ходим пешком, даже по родному городу. Спешим, мчимся, не замечая в окно автомобиля, как меняется (не в лучшую сторону) облик нашего древнего города, как семимильными шагами уходят с его улиц признаки старины. И хорошо если только нелепыми пластиковыми окнами смотрят на нас наши старожилы, но ведь безвозвратно исчезают с серпуховских улиц старые дома, попираемые бетонными соседями-гигантами… В нашем проекте «Прогулки по старым серпуховским улицам» мы предлагаем вам семь маршрутов, пройдя которыми вместе с сотрудником Серпуховского музея Андреем Пилипенко, вы наверняка узнаете что-то новое о тех улицах, к которым привыкли с детства. Кто-то просто притормозит, выйдет из своего автомобиля, приглядится к чему-то внимательнее, а кто-то, быть может, сделает и более серьезный шаг к сохранению неповторимого облика нашего любимого Серпухова!
Пешком по улицам Чернышевского и Володарского
Андрей Пилипенко
Эти две серпуховские улицы лет сто назад носили единое название: улицы Боровской – при том, что располагаются они на разных берегах Нары. Данную часть Серпухова сформировала древняя дорога, ведущая в Боровск: город, издавна связанный с Серпуховским удельным княжеством — ок.1375 г. переданный кн. Владимиру Андреевичу его двоюродным братом Дмитрием Московским, по ходатайству воспитавшего обоих князей митрополита Алексия.
Сейчас ул. Володарского берёт своё начало у истоков р. Серпейки, но старая Боровская дорога начиналась только от Земляного моста: там, где сворачивал на Боровск и Тарусу большой московский тракт. Улица проходит мимо Соборной горы по исторической территории посада: торгово-ремесленной части древнего Серпухова. Здесь в сер. XVI в. Боровскую дорогу пересекали улицы Ильинская, Егорьевская и Фроловская – названные так по одноименным посадским храмам. Сегодня из них сохраняется лишь Егорьевская; теперь — Ситценабивная улица. В начале её и поныне стоит Крестовоздвиженская церковь: построенная на месте бывшей здесь издревле церкви Св. Георгия — серпуховскими купцами, парусинными фабрикантами братьями Кишкиными в1755 г.. Это монументально весомое здание — которому, возможно, послужил образцом Зачатьевский собор Высоцкого монастыря. Постройка его завершала собою 1-ю пол. XVIII в.: для Серпухова активный период храмового строительства. Церковь Воздвижения Креста, как и стоящий рядом храм Печерской Богоматери (1804-1809 гг.) сильно пострадали за последние сто лет и сейчас требуют возобновления.
Находятся обе церкви на участке Ситценабивной фабрики – которая много лет составляла славу нашего города, теперь же превратилась из действующего предприятия в историко-мемориальный объект… В эпоху наполеоновских войн, в обстановке континентальной блокады Англии и трудностей с вывозом парусины, серпуховские предприниматели переключились на новую, чрезвычайно доходную тогда продукцию: цветные узорные ситцы. В1805 г. рядом с Боровской ул. возникает небольшое ситценабивное предприятие Максима Алексеевича Коншина – которое за столетие вырастает в мощное объединение текстильных фабрик, осуществлявших все стадии ситцевого производства: от прядения нитей и до набивки на ткань многокрасочного рисунка. Ситценабивная фабрика, т. н. Старый двор или Старая мыза — всегда была центральным, ведущим предприятием коншинского концерна. Здесь фабричные корпуса 2-ой пол. XIX в. представляют собою незаурядный образец промышленного зодчества. Архитектурными памятниками являются и здание коншинской конторы нач. ХХ в. – ныне Машиностроительный техникум, и особняк Коншиных, где позднее размещалась дирекция комбината Красный текстильщик — в основе своей постройка 2-ой пол. XVIII в..
Напротив фабрики, под самой Соборной горою, красуется группа храмов, восходящих ещё к застройке древнего посада. Их топографию и поныне определяет давно забытая Ильинская площадь — место серпуховского торга с XVII и до последней трети XVIII вв.. Первым со стороны Московской ул. в ряду этих памятников стоит храм Св. Троицы-на-посаде. Деревянная церковь с таким посвящением имелась здесь ещё в период древнейшего описания г. Серпухова (1552 г.); существующая каменная была построена к 1714 г. (году освящения в ней придела во имя Св. Василия Блаженного), судя же по всему — на рубеже XVII и XVIII вв.. Начиная с 1929 г. при Троицком храме служил священник о. Василий Студницын – расстрелянный в 1937 г. и причисленный к лику новомучеников Российских. Закрыта эта церковь была уже в 1960-х гг. и здание её неплохо сохранялось до 1980-х – когда земляные работы по соседству довели его до аварийного состояния… Затем следует храм Св. Пророка Илии — также стоявший здесь издавна; в нынешнем же виде построенный в1748 г., московскими мастерами и на средства местных купцов Поповых. В сер. XIX в. стены его были заново украшены лепниною, а главки переделаны: с той поры вместо традиционных «луковиц» храм венчают декоративные «вазы» — изображающие литургическую Чашу. Ильинская церковь – единственная в Серпуховском районе, избежавшая закрытия и разорения в советские годы. Завершает посадский ансамбль храм Успения Богоматери. Впервые он появился здесь в1620 г.; нынешнее здание было освящено в 1854 – тогда церковь строилась на средства фабриканта Николая Максимовича Коншина (1798-1853), который здесь же и погребён.
Здесь вы можете заглянуть в Ильинскую церковь и в Успенский храм.
Открытое место между храмом Успения и Тульской ул., называемое Убогий дом — издавна служило для погребения странников, а также для массовых захоронений жителей Серпухова, погибших от вражеских нашествий и эпидемий. Вплоть до нач. ХХ в. в нашем городе сохранялась традиция почитания этого места. Мы уже писали об этом в статье «Улица Тульская…» (См. Православный Серпухов, приложение к газете «Серпуховские вести», 16 мая 2009 г., № 51 (20235), С. 3), но — поскольку вслед за тем территория Убогого дома была отдана на время под… аттракционы — вновь напоминаем властям и всем жителям Серпухова о нашем общем долге уважения к предкам!
Пространство перед самым мостом через р. Нару на старинных планах Серпухова называется: Старая площадь. Это имя хранит память о древнем и важном значении данного места – где могли, например, собираться вечевые сходы посадских людей. Мост же существовал здесь издавна (свидетельство тому – единая, пересекавшая оба берега Нары Боровская ул.), но вплоть до 1940-х гг. он был наплавным: т. е. просто связкой плотов, которые ежегодно разбирались на зиму – тогда как название моста: Старо-Базарный — напоминало о весьма давних временах, когда серпуховский торг находился рядом. Постоянный (деревянный) мост был здесь построен только в 1950-1951 гг., при активном содействии советского руководителя Александра Кузьмича Шурупова – и получил в городе название Шуруповского моста: позднее перешедшее и на современный, железобетонный мост, который сооружён в1962 г..
Серпуховское Занарье было заселено уже в древности: едва ли намного позднее Соборной горы и посада. В XVI в. въезд на высокий правый берег Нары — ныне ул. Чернышевского — носил название Буткиной улицы, от слова «бутить», т.е. мостить битым камнем: видимо, этот трудный подъём-спуск был замощён в Серпухове в первую очередь. Всех, одолевших его крутизну, наверху встречает церковь Святителя Николая, покровителя путников – носящая, по Буткиной улице, особое прозвание: «Никола-в-Бутках». Этот храм — один из древнейших в нашем городе; в нынешнем виде он строился с 1711 по 1850 гг..
Буткина улица в древности была известна и как Конюшенная слобода – жители которой подчинялись государеву Конюшенному приказу, т.е. службе казённых сообщений. Серпуховские «крестьяне конюшенной слободы»: люди, наделённые особым социально-правовым статусом – ещё упоминаются в документах 1830-х гг.. Западное предместье Серпухова жило и обслуживанием проезжающих, в частности – ковкой их лошадей и ремонтом повозок: недаром во дворе ещё великолепного, хотя и ветшающего, особняка 2-ой пол. XIX в. (дома № 6 по ул. Чернышевского) сохраняется здание кузницы кон. XVIII столетия.
За храмом «Николы-в-Будках» старый Серпухов кончался. Далее шёл земляной вал, а за ним лежали луга и выгоны посадских людей в соседстве с владениями служилых татар — с XV в. поселённых в районах д. Глазечня и погоста Березня (современного пос. Большевик). Не раз эти земли становились местом горячих сражений: например, в1571 г. московские дворяне бились с войсками крымского хана Дивлет-Гирея, а в 1610 – донские казаки Юрия Беззубцева с польским отрядом пана Млоцкого.
В XIX в. здесь, на краю городского бора, было устроено Спасское (Занарское) кладбище. Кладбищенский храм во имя Спаса Нерукотворного Образа, вместе с отдельно стоящей колокольней и домами для причта, построен в 1893-1896 гг., видным московским архитектором академиком Романом Ивановичем Клейном: на средства местного купца Василия Фёдоровича Астапова. В 1910 г. поблизости от Занарского кладбища находился аэродром — здесь начиналась история серпуховского воздухоплавания.
Здесь можно заглянуть в храм Спаса Нерукотворного.