Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? (Иов 38, 28)
Уже долгие годы православный клуб «Трилистник» связывает крепкая и очень теплая дружба с музеем-заповедником замечательного русского живописца Василия Дмитриевича Поленова. Пленила нас, как когда-то и самого художника, удивительная красота этих мест. Восемь лет назад в ближайшем к Поленовской усадьбе селе Страхово мы проводили трехнедельный летний лагерь для православных детей. Три последних года подряд маршруты наших велосипедных поездок, так или иначе, пролегали через поленовские места. Вот и это лето не стало исключением. Два июньских дня наступивших каникул мы решили провести на берегу Оки, на старом поленовском лугу.
Любимый способ путешествия «Трилистника» – велосипедный, ведь далеко не каждая семья располагает достаточными средствами для того, чтобы отправить свое чадо в модное по нынешним временам заграничное турне. Но ведь путешествовать можно и по родному краю, тем более что даже в окрестностях родимого города найдется достаточно неизученных мест, а вот серьезных финансовых вливаний для этого не требуется. Любое путешествие, даже самое маленькое и недалекое, имеет цель, и, следовательно, твое существование в данный отрезок времени небесцельно и осмыслено. Велосипед же – это настоящий ковер-самолет, и при умелом владении им, можно достичь весьма отдаленных географических точек.
11 июня наш велосипедный десант стартовал из Серпухова с железнодорожной станции «Ока». На тульской электричке мы перебрались на другой берег Оки и продолжили свой путь до Поленова уже от станции «Тарусская», завернув по дороге в село Страхово – на место нашего прежнего лагеря. Оставшаяся часть нашей команды была «заброшена» в Поленово на машинах, также как и лагерное оборудование – палатки, тенты, кухня. После устройства лагеря дети отправились на пляж, который, как и все остальное в усадьбе Борок (а именно так первоначально называлось место, купленное художником в1891 г.), является плодом удивительного трудолюбия Василия Дмитриевича. На протяжении нескольких лет Поленов своими руками строил дамбу на Оке, причем с таким расчетом, чтобы на берег вымывался песок, и река сама создавала место для удобного купания детей (которых у художника было пятеро). Каждый год дамбу с весенним ледоходом размывала вода, и каждый год по приезде из Москвы Василий Дмитриевич, не уставая, носил на прежнее место тяжелые камни, пока, наконец, его труды не победили силу воды: до сих пор пляж в Поленово существует и действует!
Это и не удивительно – музей являет собою памятник не только художественной, исторической и архитектурной ценности. Он наглядно показывает нам, как умел и как должен жить и трудиться русский человек – красиво, добротно, а самое главное – на совесть, с полной отдачей своих сил. Ведь в доме, построенном Поленовым, до сих пор ничего не развалилось и не рассыпалось, в нем по-прежнему работает старый камин, способный отопить весь дом, хотя за сто прошедших лет его не разу не ремонтировали. А ведь Поленов умел еще эту красоту нести другим, почему и дом строил изначально не просто как жилище для своей семьи, но как музей-школу для жителей всей округи.
Здесь же, у села Бехово, на особенно живописном приокском взгорке Поленов выстроил в 1906 году небольшой храм в честь Святой Живоначальной Троицы. В нем нет следования строгим архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображениями красоты, соединил архитектурные стили разных эпох, а в интерьере повторил многие элементы иерусалимского храма царицы Елены (IV в.) Храм действительно необычайно гармонирует с окским пейзажем и подкупает своей простотой. Здесь же рядом, на церковном погосте нашел свое упокоение сам художник, а теперь уже и многие его потомки – дети и внуки. Троицкий храм и могилу художника мы также успели посетить вечером все того же долгого дня 11 июня.
Уже в сумерках мы, наконец-то, оказались в сборе, и тут началось самое интересное. Со стороны Тарусы вдоль Оки на нас неотвратимо наползали грозовые тучи, движение которых сопровождалось такими яркими зарницами, при которых все наши фонарики оказывались совершенно бесполезными и ненужными. Вот так, под грохот сталкивающихся туч, в борьбе с поднявшимся ветром, мы укрепляли свой тент, вздымавшийся словно парус (палаток-то было только две, и при всем желании все мы не смогли бы укрыться в них от непогоды, разыгравшейся не на шутку). То, что мы пережили потом, к сожалению, невозможно было запечатлеть ни одним фотоаппаратом. Своды палаток, озаряемые вспышками молний, просвечивали насквозь, и казалось, земля содрогалась под нашими пенками. Впрочем, вряд ли кто-то из нас успел испугаться по-настоящему, ведь у половины нашего отряда за плечами был опыт переживания куда более ужасающей прошлогодней грозы в горах! Ребятня набилась в палатки, а взрослые сгрудились под тентом в надежде попить чайку в уютной компании. Однако оказавшийся почти тропическим ливень сузил комфортное пространство под тентом до малюсенького относительно сухого пятачка. Ближе к полуночи удаляющиеся раскаты грома и отодвинувшиеся от нас вспышки молний, рассыпавшихся в разные стороны, не оставили сомнений в том, что пережитая гроза была главным событием ночи, и особых приключений на сегодня больше не будет. Да! Переживание таких стихийных явлений в полевых условиях, без особой защиты реально учит крепко молиться и полагаться только на волю Божию!
Незаметно приблизившееся утро стало для нас настоящим подарком! При восходе солнца все разнотравье поленовского луга оказалось щедро посыпано мириадами драгоценных бриллиантов, подаривших нам десятки оттенков в солнечных лучах. Каждая травинка, легкие паутинки, лепестки ромашек – все блистало, и в каждой капельке росы отражалась премудрость Творца этой красоты.
Эти сверкающие зеркала
Неба лазурь отражают в себе
Запечатлев утра миг и тогда
Поле сверкает, вторя красоте.
А потом мы ходили в гости к художнику и, как всегда, каждый открыл что-то новое для себя в этом добром, теплом, давно знакомом доме.
А потом был обратный путь домой, упругий ветер в ладонях и движение вдоль Окской ленты наперегонки с новой, пытавшейся догнать нас, грозовой тучей. Мы оказались ровно напротив родного Серпухова в то время, когда там бушевала гроза. Горизонт был затянут свинцовой пеленой, и на ней белели силуэты наших святынь – Высоцкий и Владычный монастыри, Троицкий и Никольский соборы – такая наглядная картина – маячки в бушующем океане.