О, дни, где утро было рай и полдень рай и все закаты

К Богу идут облака,

Лентой холмы огибая,

Тихая и голубая

Плещет Ока…

Марина Цветаева

Есть недалеко от Серпухова маленькая жемчужина, ставшая в начале прошлого века местом, куда стремились стопы знаменитых поэтов и писателей, художников, ученых и музыкантов… Заштатный уездный городок — тихая и провинциальная Таруса на протяжении целого столетия притягивала к себе людей искусства, превративших её живописные окрестности в настоящую творческую лабораторию. А «открыл» для них Тарусу мастер, тонко чувствовавший очарование природы среднерусской полосы, «рыцарь красоты» (именно так называли его современники) — Василий Дмитриевич Поленов. Сам поселившийся напротив Тарусы, чуть ниже по течению Оки, он всю жизнь мечтал и плодотворно работал над созданием музея среди живописной русской природы. Родившееся  с легкой руки В. Д. Поленова понятие «русского Барбизона», как символа культурной провинции, именно на тарусской почве значительно расширилось.  Ибо здесь собирались не только живописцы, но творцы из самых разных областей искусства и науки. Даже простым перечислением знаменитых имен и фамилий людей, так или иначе связанных с Тарусой, мы рискуем занять большую часть газетной полосы. Поэтому придется рассказать лишь о самых ярких своих впечатлениях.

Но сначала о нашем лагере. Близ Тарусы есть замечательное местечко, именуемое Ладыжино. В начале XX в. в Ладыжинском имении некоей маркизы Кампанари частенько гостила семья Константина Бальмонта. Кроме того, эти тарусские окрестности связаны с именами Арсения и Андрея Тарковских, Святослава Рихтера и Беллы Ахмадулиной. В прошлом году, в день памяти святых Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия Радонежского, в Ладыжине была освящена вновь сооруженная купальня на источнике. Именно здесь, на пологом окском берегу, и было решено устроить лагерь клуба «Трилистник». На удобной площадке раскинули свои крылья палатки, заработала трапезная, занялся костер, разместились на стоянку полтора десятка «железных коней», и взвился флаг «Трилистника». Далеко не все насельники лагеря оказались готовы к длительному проживанию в полевых условиях, поэтому ребята время от времени сменяли друг друга, и состав лагеря менялся почти каждый день. Самым маленьким жителем палаточного городка оказался трехлетний Вася, приехавший вместе с мамой помочь на кухне, а всего за две недели в лагере побывало более 20 детей.

Непосредственная близость освященного источника разрешила все сомнения при выборе места для лагеря. Во-первых, его прохладные воды оказались для нас настоящим спасением в нынешнюю жару, а во-вторых, ежедневная очистка территории вокруг источника от спиленных деревьев стала приложением сил для обитателей лагеря. Двухнедельное проживание вдали от родительской опеки и привычного комфорта, да еще сопряжённое с отдохновением от тесных объятий виртуальной сети, уже само по себе является благом. Попробовать свои силы в минимальных бытовых условиях, без столь привычных благ цивилизации, а самое главное – научиться видеть рядом с собою ближнего и забывать о (таком любимом) собственном «я» – вот стержневая задача таких лагерей. Принцип семейственности, лежащий в их основе, также помогает детям понять, что все это не отвлеченная наука, и не простой отдых, а некая модель взрослой жизни, в которой каждый из нас ответственен перед своими близкими и друзьями. Это, если хотите, летняя практика, необходимая каждому воспитаннику воскресной школы для реального закрепления учебного материала. Ведь одно дело заучивать заповеди Божии, иное – применять их в жизни. Дрова и вода, послушания в трапезной и поддержание чистоты в лагере – всё это составляло круг обязанностей каждого насельника. Добавьте к этому ежедневные купания в источнике и красавице Оке, совместные молитвы и велосипедные путешествия в Тарусу – так широкими мазками можно набросать этюдный портрет нашего лагеря. А к ночным краскам можно добавить жаркое пламя костра и полную луну, поднимавшуюся над линией лесов, да ещё Оку, блестевшую по цветаевскому выражению «жидким серебром»…

А как здорово, если дети каждое утро просыпаются не в душной городской квартире, а прямо на речном берегу, с которого открываются необъятные приокские дали!  Тем паче, что именно они, эти тарусские дали, были воспеты, например, К. Г. Паустовским. «Ещё недавно леса, как говорят в народе, «заваливались здесь за самый край земли». Они подымались над Окой высокими и далекими планами, залитые солнцем, убранные в синеватый туман, — трепещущие листвой, шумливые леса». Эта лирическая сила тарусских окрестностей навсегда притягивала к себе поэтов. Путешествуя на велосипедах в Тарусу из своего Ладыжина, мы неизменно проезжали через пленительной красоты Пачевскую долину, иначе именуемую «Долиной Грёз». Это место очень любила М. Цветаева:

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сонными лугами

Лениво движется Ока…

О, дни, где утро было рай

И полдень рай и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай

Потом наша тропа поднималась к Воскресенскому храму на Воскресенской горе и опускалась в Игумнов овраг, были мы и на Соборной площади с Петропавловским собором, и у камня Марины Цветаевой и на Мусатовском косогоре… Так несколько прогулок по Тарусе с экскурсоводами и посещение музеев помогли рассказать детям о творчестве М. И. Цветаевой и К. Г. Паустовского, Н. А Заболоцкого и В. Э. Борисова-Мусатова, В. А. Ватагина и С. Рихтера. Дача последнего находилась недалеко от нашего лагеря, и велосипедная дорога к ней пролегала через золотые хлебные поля с островками васильков…

Уже не один год наш клуб дружит с Поленовским музеем, поэтому решено было завершить лагерь походом в Поленово, и уже оттуда добираться в родной Серпухов. На фотографиях начала ХХ века можно увидеть плашкоутный пешеходный мост через Оку, а М. Цветаева в детстве переправлялась близ Тарусы на пароме, нам же вместе со своими «железными конями» пришлось пересекать водную преграду более современными средствами — с помощью катеров МЧС. Ещё семь километров полевой дороги — и мы оказались в гостеприимной Поленовской усадьбе. Дом-музей художника, пляж, потом живительные воды Бёховского источника – всё это наполнило наш поход и скрасило трудности, связанные с поломками велосипедов и нещадно палившим солнцем. Уже на исходе дня закончился наш поход у Никольского храма села Лукъяново, откуда вместе с велосипедами мы были «эвакуированы» до Серпухова на автобусе.

***

Сумеет ли родиться в душе ребенка стремление к Отечеству Небесному без любви к земной своей Родине?  В свою очередь, можно долго рассуждать о любви к России, но все эти слова останутся лишь сотрясением воздуха, их не запомнит детское сердце, если они не будут подкреплены живыми впечатлениями, которых так жаждет юная деятельная душа. Ещё меньше дети смогут полюбить Родину в том случае, если отдыхать будут, лишь там, «где дешевле», а своё Отечество видеть только по телевизору, где Россию называют не более чем «этой страной». Останутся ли в их сердцах воспоминания, подобные цветаевским, пусть не по силе формы, но по щемящей глубине чувства, связанного с родной стороной? Смогут ли они подобно К. Г. Паустовскому сказать когда-нибудь о себе так: «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки…»? Это во многом зависит от нас, взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*