Пантелеева М. П. – заведующая научно-методическим отделом СИХМ
Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 3
[wowslider id="30"]
Воскресенская гора над р. Серпейкой была заселена людьми с незапамятных времён. Возможно, она послужила первым градообразующим центром Серпухова, перед тем как эта роль перешла к более защищённой и удобной для строительства Соборной горе. Храм Воскресения Христова на данном месте упоминается в старейшем из сохранившихся описаний г. Серпухова — в Сотной князя В. С. Фуникова 1552 г. Тогда рядом с Воскресенской церковью, но ближе к храму Св. Афанасия, стоявшему немного южнее, были дворы посадских людей, преимущественно кузнецов, а также сапожников, извозчиков. В середине же XVII столетия (1646 г.) здесь жили и городовые пушкари, а рядом, на Афанасьевской горе, — беломестные, то есть освобождённые за службу от податей, казаки, а также и «заплечный мастер» — палач Сенька Дробнин.
Уже во второй половине XVI в. церковь Воскресения вошла в черту пояса укреплений серпуховского посада — деревянного острога, одна из башен которого, ближайшая к храму, и называлась Воскресенской. Церковный причт располагал значительными пахотными землями близ города и лугами по р. Оке.
Существующее церковное здание построено в начале XVIII в. на средства братьев Сериковых, вышедших в купцы из серпуховских пушкарей. Поблизости от церкви на улице Калужской (д. 5а) сохранились стены сериковской парусинной фабрики. Отныне это храм двухпрестольный: в верхнем этаже его — летняя церковь во имя Воскресения Христова; нижний заняла зимняя, во имя свв. Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла — явно в память об Афанасьевском храме, стоявшем рядом. Традиционно датой строительства считается 1723 г., но вернее, что это был год 1715, в котором, 20 августа, издан указ о выдаче антиминсов на освящение двух уже названных престолов.
К концу столетия храм серьезно обветшал и нуждался в ремонте. В 1797 г. церковный староста купец Евдоким Григорьевич Мясников и священник храма Стефан Розонов провели капитальную реконструкцию храма и его внутреннего убранства. Крестьянин деревни Мансуровой Тарусского уезда (вотчина полковника И. И. Нарышкина) взял подряд на исправление стен и кровли храма. Были заменены ветхая кровля, спущены, отремонтированы и вновь подняты на барабаны главы с крестами, сделан новый кирпичный карниз, заменены старые вывалившиеся кирпичи, после чего стены были вновь оштукатурены.
В верхнем храме был установлен новый резной четырехъярусный тябловый иконостас, изготовленный по образцу иконостаса церкви Воскресения Словущего г. Коломны бригадой мастеров Дмитрия Капинкина, бывшего служителя полотняной фабрики г. Серпухова кол лежского асессора Ф. В. Кишкина и содержателя резной и иконописной мастерской. Иконы для нового иконостаса были также изготовлены в мастерской Капинкина в Серпухове, а Деисусный чин выполнил Петр Федорович Бабаев из города Коломны, изготовивший в 1789 г. такой же чин для коломенского храма. В иконописной и резной мастерской Капинкиных, «по согласию серпуховских людей», была также проведена реставрация резного образа Благовещения Пресвятой Богородицы и других резных икон храма.
По воспоминаниям живописца А. А. Бузовкина, внутреннее убранство церкви Воскресения было самым художественно ценным среди серпуховских храмов. Действительно, в нижнем храме находились древние иконы Воскресения, Благовещения, свв. Кирилла и Афанасия Александрийских, свв. Бориса и Глеба; в ризнице хранились старинная богослужебная утварь, облачения, рукописи, резное изображение Св. Николая. Над обоими престолами высились весьма редкие для храмов Серпухова сени с резьбою. В обоих храмах имелись стенные росписи, причём верхнюю церковь расписал в 1864 г. художник Лев Владимирович Захаров, украсивший также алтарное окно витражным изображением Воскресения Христова. В стенах нижней церкви были голосники, сообщавшие её пространству особую акустику.
Построенный в одной из возвышенных точек старого Серпухова, этот памятник играл в городском ансамбле неповторимую роль. Если северный фасад его двухъярусного (а в двухсветном четверике — и трёхъярусного) здания гармонично венчал собою подъём Воскресенской горы, то с юга стройная колокольня (достигавшая почти 40 м высоты) в скором будущем послужила перспективной осью для Калужской улицы. Редкие для Серпухова XVIII столетия изящество деталей и выразительность общего силуэта напоминают о церковном зодчестве вологодского Севера, что объяснимо, если представить торговые связи храмоздателей — парусинных фабрикантов. Облик храма весьма оживляли пристройки на западном и северном фасадах. На западе — динамичная диагональ крытого лестничного крыльца, восходящая на второй уровень здания, и каменный тамбур в виде небольшой часовни под лестницей, построенные в 1879 г. на средства ктиторов храма – потомственных почетных граждан Сериковых. На северном фасаде — двухъярусное арочное гульбище, с которого открывался прекрасный вид на Соборную гору и на посад.
Кирпичные стены храма имели снаружи богатый и оригинальный декор. Посредине высоты здания проходил горизонтальный пояс-поребрик, который на алтарной части был двойным. По углам храма и на алтарной апсиде имелись вытесанные в кирпиче полуколонки, причём наалтарные — с перехватами-«кувшинами». Все окна и двери имели наличники: в верхнем храме — с завершением в виде арок либо кокошников. По самому верху четверика шёл зубчатый карниз, а над ним — ряд закомар в виде раковин, украшенных крестами. На барабанах церковных глав, с четырёх сторон, — накладные рамки с арочным завершением, увенчанные крестами «в виде мальтийского». Подобные же филёнки украшали колокольню, на которой были также рельефы двуглавых орлов, утраченные уже к 1887 г. На алтарной стене храма снаружи имелось живописное изображение Воскресения Христова. Луковичные главы храма и колокольни были позолочены (в числе очень немногих церквей Серпухова в кон. XIX в.) и украшены крестами затейливой формы; средний храмовый крест венчала корона.
К 1917 г. Воскресенский храм являлся одним из наиболее благополучных и посещаемых в Серпухове. В эти годы его приход составляли 332 жителя и 376 жительниц города и ещё 33 прихожанина и 29 прихожанок из д. Ивановская. В 1923 г. приход составляли 78 чел. В нач. 1930-х гг. храм Воскресения был закрыт и подвергся разорению.
Последним настоятелем Воскресенского храма был протоиерей Николай Сергеевич Теряев, родившийся в 1871 г. в семье псаломщика. В 1905 г. сам стал псаломщиком в Воскресенском храме, а в 1906 г. — диаконом. Его супруга Мария Ивановна (1873 г. р.) была дочерью просфорницы Воскресенской церкви Александры Ивановны Смирновой. В 1930-е годы был арестован и сослан в Печорский край Коми АССР, где за исполнение требы убит зимой 1941 года. Обстоятельства его гибели стали известны со слов очевидца, посетившего семью Теряевых в 1946 году.
Переулок, ведущий к храму от 1-ой Московской ул., из Воскресенского переименован в Коммунистический. В оскверненном храме сначала разместили пожарную часть. В 1935 г. церковь перестроили на советский лад: пятиглавие разрушили, окна растесали, стены надстроили и нагородили три этажа. В результате старинный храм заселился жильцами и стал одним из многих памятников всем мученикам за веру. По воспоминаниям бывших обитателей дома-храма (до 2010 г. дом, устроенный в церкви, находился на балансе серпуховского Механического завода), в колокольне был устроен туалет, и со временем она сама упала. Ребятам, жившим в этом необычном доме, однажды кто-то рассказал, что здесь раньше была церковь. И у детворы появилась новая игра — они с увлечением стали искать кресты. Повзрослев, они вспоминали, что находили их почему-то на лестнице.
В конце XX века дом расселили, признав его аварийным. В брошенном, изуродованном здании невозможно было узнать когда-то одну из красивейших церквей Серпухова. О доме Божием напоминали лишь заложенные галереи с севера и полукруглая арка входа с юга. От церкви сохранилась только кладка стен первого этажа. Всё, что выше, было достроено в советское время. Церковь Воскресения Христова — один из самых пострадавших храмов Серпухова.
«Новейшая» история храма тоже лишь иллюстрирует истинное состояние общества, в котором мы живём. Власти собирались развивать туризм в Серпухове, разработали программу на 2002 -2006 годы, целью которой было, в том числе, «сохранение и реставрация памятников архитектуры». Одним из этих памятников, за восстановление которого голосовал городской Совет депутатов, был храм Воскресения Христова. Ничего не получилось. К строению даже не притронулись. Благие намерения остались лишь на бумаге. Наверное, потому, что «во главу угла» разработчики программы превращения Серпухова в «город-музей» ставили лишь получение прибыли. Тогда планировалось «восстановление композиционно-планировочной и ландшафтной целостности исторического ядра: воссоздание утраченных композиционно значимых культовых сооружений — Воскресенской церкви (ул. Калужская); церкви Александра Невского (пл. Ленина); церкви Вознесения Господня (ул. Володарского); комплекса храмов Жен Мироносиц (ул. 2-ая Московская), церкви Богоявления (ул. Пролетарская)».
В 1999 г. была зарегистрирована община Воскресенской церкви. 26 мая 2006 г. настоятелем храма был назначен протоиерей Алексий Филатов. На первом этаже, лишенном дверей и окон, была устроена настоящая свалка бытовых отходов. Нужно было всё это разгрести и освободить церковь от нечистот. Господь посылал помощников. Мусор перед храмом помогали убирать ребята из подросткового клуба «Пилигрим» во главе со своим руководителем М. Г. Кынтиковой. Благодаря представителям организации «ЭКО-транспорт» М. Воробьеву и Н. Сидякиной были опилены и вывезены деревья с территории храма.
В 2007 году, в день Светлого праздника Пасхи, на очищенной территории перед разрушенными и оскверненными стенами древнего храма был отслужен первый молебен. День был пасмурный, дул холодный ветер, и шел снег с дождем. Как только начался молебен — послышался колокольный звон от собора Николы Белого, ушли облака, и выглянуло солнце. Молящиеся под открытым небом были обрадованы этим чудом и благоволением Божиим.
28 мая 2008 г. на страницах городской газеты «Совет» появилось обращение к жителям города помочь восстановлению Воскресенской церкви: «Каждый из нас может посильно послужить в деле восстановления этой святыни. Наши предки не зря когда-то построили в Серпухове более двадцати церквей, значит, того требовала эта земля…» Корреспондент газеты Татьяна Короткова писала тогда: «А работ, действительно, непочатый край: вынос мусора, демонтаж перегородок, уборка территории… Всех, кому не чужда судьба Серпухова, его подлинное духовное равновесие и развитие, храм Воскресения Христова ждет каждую субботу, с 10 утра». И горожане откликнулись. Не только люди, но и организации. Потихоньку, с Божией помощью, удалось застеклить окна, появились двери, было устроено печное отопление. Батюшка очень хорошо помнит, как поставили первую дверь, как появились решетки на окнах. Когда вскрыли пол первого этажа, оказалось, что люди, которые жили в устроенном в церкви жилом доме, в буквальном смысле жили «на костях». Под полом было найдено захоронение. Вероятно, еще во время существования здесь деревянной церкви Воскресения рядом было церковное кладбище, частично вошедшее в состав каменного храма XVIII века. Бывший некрополь Воскресенской церкви был окончательно разорен с особым варварством и цинизмом, когда в конце XX века рыли котлован для строящегося на церковной земле жилого особняка. Тогда человеческие кости сваливали в отвал у храма. Прихожанам спустя годы пришлось разгребать образовавшийся «земляной вал», нашпигованный человеческими останками.
28 августа 2008 г. был отслужен первый молебен внутри церкви. В январе 2010 года в первом этаже храма в восстановленном приделе святителей Афанасия и Кирилла Александрийских состоялась первая Божественная литургия, которую возглавил благочинный церквей Серпухова и Серпуховского района протоирей Владимир Андреев. Регулярно в храме один-два раза в неделю служится литургия, совершаются молебны, служатся панихиды. По словам настоятеля Воскресенской церкви протоиерея Алексия, «предстоит решить еще очень много вопросов, связанных с реставрацией церкви, но в основе всего — духовный стержень. Если будет служиться литургия, будет наша молитва, если наша жизнь будет духовной, то и мы будем возрождаться, и храм будет возрождаться».
Престольные праздники:
Воскресение Христова, Пасха.
Святителей Кирилла Александрийского — 31 января, 22 июня
и Афанасия Александрийского — 31 января, 15 мая.