«Выше в горы — ближе к Богу» — такую пословицу сложили древние, а мы расскажем вам о горных походах православного клуба «Трилистник» при соборе Святой Троицы и Богоявленском храме г. Серпухова.
Я не утверждаю, что большинство людей
может жить на этих вершинах, но пусть
раз в год они восходят туда, в паломничество.
Там они возобновят дыхание в своих легких
и кровь своих вен, там они почувствуют себя
более близкими к вечности. Затем они снова
спустятся на жизненную равнину с сердцем,
закаленным для каждодневных битв.
Р. Роллан
***
Признаться, впервые серьезная мысль о массовом (а не семейном) путешествии в горы занимала нас давно, но лишь в 2007-м году, когда мы пересеклись на Варлаамо-Афанасьевских чтениях с иеромонахом Киприаном (Ященко), мы решились на действие. Отец Киприан рассказывал тогда о своем опыте проведения лагерей на базе Михайловой Закубанской пустыни в Адыгее, о послушании в монастыре и о горных походах, которые разумно чередовались. Выяснилось, что мы уже бывали и в том самом монастыре, и в тех самых горах, но только небольшой компанией. Относительно большой группы, включающей детей и подростков у нас равнинных жителей всегда срабатывает инстинкт – «Кавказ – это опасно». Помнится в ответ на мои сомнения, отец Киприан сказал просто: «Я не знаю в нашей стране более спокойного места, чем Кавказ». Это стало толчком.
Чеканные линии скальных изломов и седые громады неприступных вершин на лазурном куполе бездонного, как океан, неба, и облака, плывущие по нему словно каравеллы в свой бескрайний неведомый путь – эта картина величественного Божиего творения располагает человека к размышлениям о непреходящем. Здесь понимаешь, что красота гор – особая, отчего их и называют застывшими иероглифами вечности. Они символ любви и тоски земли по бесконечному простору неба. А ещё, путешествуя по Кавказу, можно почувствовать, почему прп. Афанасий Великий говорил своим ученикам: «Если ты монах, иди в горы», ведь в горах нет того, что пробуждает чувственность и развлекает взоры, нет шума и смятения, вносимого в душу страстями. Зато тот, кто хоть раз в жизни открывал для себя за каждым новым подъемом всё новые и новые голубые горизонты, уже никогда не сможет оставаться равнодушным к горам. Участники горных походов клуба «Трилистник» испытали это на себе.
Свято-Михайловская второафонская
Закубанская мужская общежительная пустынь.
С паломничества в этот высокогорный монастырь близ Майкопа традиционно начинаются наши путешествия по Кавказу. Свой лагерь мы разбиваем в старом монастырском саду. Отсюда в утренней тишине хорошо слышны звуки деревянного била, призывающие братию и паломников на молитву. Мы уже давно успели заметить, что в южных краях монахи очень общительны и неравнодушны к приезжим. Вот и в этот раз наша группа оказалась под тесной опекой монаха Прокопия (Леонова), профессионального историка, начальника миссионерско-паломнического отдела монастыря. Он то и привлёк нас к интересным послушаниям. На горе Острах (985 м) в VI-XIII вв. возвышался древний византийский храм традиционной крестовой формы с прямоугольной апсидой алтаря, видимо, уничтоженный в период монгольского нашествия на адыгейские племена. В1902 г. монахи Михайловой пустыни прямо на сохранившемся древнем фундаменте начали возводить храм в честь всех Афонских Святых и саму гору прозвали Афоном. Почти весь строительный материал для церкви поднимался в гору на плечах усердствующей братии и паломников, а посему строительство шло неспешно – лишь к 1917 году оно было закончено, и тут разразилась октябрьская смута, помешавшая началу здесь богослужения… В советское время храм был разобран на кирпичи, археологические же раскопки были проведены только после передачи монастыря Церкви в2001 г. Три года назад наши мальчишки вместе с монахом Прокопием устанавливали крест на месте алтаря древнего храма, а этим летом вся группа дружно расчищала фундамент от сорняков. Другим сильным впечатлением стало посещение и работа в древних пещерах Михайловой пустыни. Известно, что Византию не раз охватывало пламя иконоборческих костров. А иконопочитатели, вынужденные бежать на окраины империи, только в Крыму построили 11 пещерных монастырей. Исследования московских и краснодарских спелеонтологов доказывают, что пещеры на глубине около 50 метров от поверхности плато Михайловой пустыни были вырублены в плотном известняке также не позднее IX-Х вв. Талантливо соединив карстовые пустоты вырубленными ходами, средневековые строители протянули галереи, позволявшие уходить от монастыря на 5-10 км в 12 различных направлениях. В XIX в. обитель использовала и расширяла сеть галерей византийского подземного монастыря, обезлюдевшего в XIII веке. Были устроены подземные часовни, в пещерах жили отдельные подвижники, в их тесных кельях и сейчас можно увидеть вырубленную в известняке полочку для икон, перед которыми молился отшельник, и место для его узкого ложа. К сожалению, от древнего монастыря ныне осталось лишь160 м ходов и небольшая часовня прп. Симеона Нового Богослова, т. к. все галереи в 50-е гг. постигла та же участь что и большинство храмов обители – они были взорваны…Среди иных монастырских работ легли на нас ещё и прополка огорода, и рубка дров, но, пожалуй, самым ответственным послушанием, к которому нас привлек настоятель обители игумен Герасим (Буняев), стало пение на клиросе.
Окрестности монастыря изобилуют интереснейшими местами. На расстоянии12 кмот него, в станице Царская, на месте расположения палатки императора Александра II Освободителя благодарные казаки воздвигли в1861 г. памятник в честь пребывания государя на Кавказе, а после его убийства террористами в1881 г. насельники обители возвели на этом же месте часовню. Каждый год из монастыря в станицу Царская направлялся многолюдный крестный ход. Ныне же от былого великолепия осталась лишь разрушающаяся часовня, ставшая в один из дней целью похода нашей группы.